Городское образование // Новость

Льется, как река: как избавить ребенка от проблем с речью

Советы логопеда

Льется, как река: как избавить ребенка от проблем с речью
Иллюстрация: ru.freepik.com

Дефекты в произношении звуков или неумение согласовывать слова между собой кажутся особенностью 3–4-летнего малыша. Однако, если вовремя не избавиться от этих проблем, они могут усложнить жизнь в школе. Как работать с речью ребенка, чтобы она была правильной, расширять словарный запас и улучшать грамматический строй – советы логопеда московской школы № 2065 Анны Жидких.

Причин возникновения сложностей с речью у ребенка может быть много. Органические – генетическая предрасположенность, внутриутробные патологии, травмы во время родов, болезни. Функциональные причины – психологические факторы, влияние окружения. Хотя часто они носят комплексный характер. Но важно понимать, что эти проблемы поддаются коррекции. Главное – их вовремя заметить и обратиться к специалистам.

Развитие речи у каждого происходит индивидуально, однако есть нормы и этапы, на которые стоит обратить внимание и определить отклонения, чтобы быстрее с ними справиться.

Обычно к 2 месяцам ребёнок начинает гулить, к семи – лепетать, в 8–9 месяцев произносить первые лепетные слова вроде «мими», «гага», «ляля», которые получаются пока еще случайно. В год малыш с нормальным речевым развитием произносит односложные слова: «мама», «папа», «дай». На этапе активного словарного прироста, в 1,5–2 года, запас слов расширяется до 200–300, появляются предложения из двух слов: «мяч там», «мама, дай!» К трем годам это уже 800–1000 слов, к 4 годам речь становится понятной, малыш составляет более сложные предложения. С 5 лет начинает использовать сложносочинённые предложения с союзами «и», «а», «но». А к шести годам – и сложноподчинённые: «Я не пойду гулять, потому что на улице дождь».

Задача родителя – до того момента, когда ребенок пойдет в школу, исправить все дефекты звукопроизношения, чтобы они не мешали ему, когда он начнет учиться писать, чтобы не путать при письме «р» и «л», «ж» и «ш» и не пропускать буквы.

Лучшее время для похода к логопеду – 4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать себя, управлять своими органами артикуляции – губами, языком, челюстью.

Часто у дошкольников бывают нарушены процессы словообразования и словоизменения, когда дети не могут изменить слово («стол-столы») и образовать новое («стол – столик, настольный»). Нередко встречаются проблемы с грамматическим оформлением речи. Дети затрудняются в согласовании слов в роде, числе и падеже. Ребенок не видит ничего странного в словосочетаниях «мой мама», «моя огурец», «два карандаш». Важно терпеливо поправлять малыша, когда тот говорит неправильно, чтобы он запомнил нужный вариант.

Еще одна проблема с речью лежит в социальной плоскости. Дети еще мало общаются со сверстниками, многие не умеют знакомиться, завязывать разговор. На помощь могут прийти родители, которые своим примером покажут и научат детей общаться, возможно, организуют игру. Необходимо побуждать ребенка в игровой форме к тому, чтобы он отвечал на вопросы распространенными предложениями. Например, показать ему картинку, на которой есть ошибки: снеговик в осеннем лесу, бабочки на снегу. Можно попросить объяснить, что не так, например: «Осенью деревья сбрасывают листья, а не расцветают».

Для развития речи родителям полезно читать детям сказки, разыгрывать с ними сценки, разучивать стихи и песни. Подбирать вместе синонимы/антонимы и рифмы к словам. Регулярное общение с другими людьми улучшает разговорную речь. Развить навык аргументации и научиться ясно выражать свою мысль поможет участие в творческих конкурсах (чтение стихов, занятия в театральной студии). Самое главное – уделять ребенку достаточно внимания для его полноценного развития.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube