Легко ли быть директором школы, завучем, классным руководителем – в общем, человеком, который отвечает за других и ведет за собой коллектив? Директор Школы будущего Калининградской области Алексей Голубицкий на собственном опыте знает, как это непросто, и как важна поддержка коллег в трудную минуту, их благодарность и готовность временно взять на себя обязанности руководителя, чтобы дать ему передышку от напряженной работы. В своей очередной главе о живой школе он опять проводит аналогию с природой.
С самыми первыми проблесками рассвета гуси заволновались и один за другими пришли в движение. Со стороны показалось, что наступил хаос и переполох: свист крыльев, брызги воды, крики птиц – всё слилось в один большой беспорядок. Но стоило птицам подняться вверх, как вперед выдвинулся вожак. По левое и правое крыло от него стали пристраиваться самые сильные птицы, а за ними, формируя клин, одна за одной вытянулась вся стая. Труднее всех вожаку, он не только должен постоянно удерживать в голове цель перелета и прокладывать к ней маршрут. Он еще и принимает на себя воздушный поток, всю силу сопротивления воздуха. Благодаря этому, каждой следующей птице лететь легче, сопротивление воздуха уменьшается на две трети, увеличивается скорость полета. Но птицы ценят усилия вожака. Иногда мы слышим крики, которые доносятся до нас сверху и вызывают щемящее чувство, глядя на косяки гусей, лебедей и журавлей, тянущиеся на юг и как-бы уносящие последнюю надежду на тепло в этом году. Это кричит не вожак, а остальные птицы в стае. Они подбадривают его, говоря этим: «Мы здесь, мы с тобой, спасибо тебе!».
Проходит время, вожак выбивается из сил, и его место занимает самая сильная птица, затем отдохнувший вожак возвращается на свое место во главе стаи.
Иногда люди воспринимают директоров, заместителей директоров, руководителей методических объединений, классных руководителей и других управленцев в системе образования только как ресурс, который можно использовать для того, чтобы легче лететь по жизни, для защиты от внешних проверяющих, как источник подпитки энергии, но не всегда находят слова поддержки и благодарности в ответ. Каждому классному руководителю, директору и любому, кто руководит, очень важны пусть короткие, но сигналы: «Мы с Вами, спасибо Вам за то, что наш полет проходит легче в образовательном небе!».
Стараюсь на каждом родительском собрании об этом говорить: о важности позитивной обратной связи для учителей, о том, что, например, поход класса – это не только дело классного руководителя, иногда важно временно часть лидерских функций брать на себя, а если в классе происходит что-то хорошее, то важно не молчать, а искренне делиться чувствами.
К большому сожалению, в нашем обществе принято кричать о проблемах и молчать, когда все хорошо или даже прекрасно, что достигается ценой усилий, порой очень напряженной работой за рамками функциональных обязанностей конкретных «вожаков». В нашей школе мне очень повезло, меня окружают соратники, которые и на доброе слово не скупятся, и подменить могут на время. В свою очередь и я стараюсь поддержать тех, кто летит впереди и выше меня в органах управления образованием. А как иначе преодолеть трансконтинентальный перелет длиной в учебный год?