Алексей Голубицкий – директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области, которая известна далеко за пределами своего региона. Но в систему образования он пришел не сразу. По специальности геоэколог, после окончания БФУ им. И. Канта, он работал научным сотрудником Атлантического отделения Института океанологии РАН, проректором по внешнеэкономической деятельности Института переподготовки кадров агробизнеса, принимал участие в крупных научных проектах. И в качестве хобби преподавал экологию в школе поселка Большое Исаково, директором которой стал в 2010 году. Его назначение как раз совпало с открытием нового здания школы, в котором с того момента началась новая жизнь. За этот период число учащихся выросло с 230 до 2300, но дело, конечно, не в количестве, а в качестве – в тех творческих делах, находках, инновациях, которые накоплены коллективом школы. Своим опытом Алексей Голубицкий делится не только со своими коллегами, проводя семинары в разных регионах, но и с читателями нашей газеты.
А сейчас он пишет книгу, в которой рассказывает о многолетней работе «Школы будущего», которая, будучи обычной большой массовой школой, не только достигла высоких формальных результатов (ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, спортивные достижения и др.), но при этом сумела создать атмосферу сотрудничества. Как сделать так, чтобы в школе обеспечивалось не только развитие детей, но и взрослых (самих сотрудников, родителей учеников, гостей из других школ), чтобы школа значимо влияла на всю территорию вокруг себя, на систему образования муниципалитета, региона, участвовала в формировании федеральной повестки? Об этом Алексей Голубицкий рассказывает на конкретных примерах из опыта работы своей школы, подкрепляя их описанием общих принципов и подходов, позволяющих применить на практике то или иное нововведение. В то же время – это не научные статьи, а своего рода яркие педагогические метафоры, построенные на ассоциациях с миром природы. Источником вдохновения послужили образовательные экспедиции, которые стали важной частью программы Школы будущего.
«Где-то интуитивно, когда-то подсознательно я и мои коллеги учились у природы, черпали у нее вдохновение, подсматривали органичные решения. Среди направлений научной мысли есть бионика – наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Парашют подсмотрели у одуванчика, конструкцию вертолета у стрекозы, липучки на одежу у репейника. Но может быть и школы могут действовать природосообразно, перенимая подходы у живых систем?» – размышляет Алексей Голубицкий.
Свою книгу он назвал «Живая школа: 30 принципов, подсмотренных в природе». Например:
- принцип ветра: если дует ветер, надо строить не стену, а ставить паруса, но не обычные, а треугольные (ученик-учитель-родитель);
- принцип подснежников: в школе всегда должно быть место чуду;
- принцип лебедя: верность профессии, поддержка лидеров, защита детей.
Предлагаем вашему вниманию две главы из книги Алексея Голубицкого.
«Принцип чайки»: видеть широко и пикировать на цель
«Легкий» балтийский бриз шевелил арматурой на стройке нового отеля на балтийском побережье. Свинцово-серое небо сливалось на горизонте с седой Балтикой в единое целое. Гигантские валы обрушивались с грохотом на многострадальный берег, пену с волн срывало и вместе с брызгами бросало на ежившихся на променаде редких зимних туристов. Городских голубей в сквере при попытке подняться в воздух сносило в сторону независимо от задуманного ими направления движения. Но тут внимание туристов привлекла небольшая стая чаек, которые деловито парили в воздухе в метрах 100 над бушующем морем. Они будто не замечали происходящего вокруг и, казалось, расслаблено и бесцельно парили над морем. Но тут одна чайка камнем падает вниз и пропадает в морских волнах, проходит секунда, другая, судьба чайки вызывает тревогу, и вдруг среди пенистых гребней она выныривает и взмывает вверх, а в клюве серебристо блестит пойманная рыба.
Эта история меня научила двум вещам.
Во-первых, как мастерски эти птицы боролись против штормового ветра. Чуть изменяли наклон крыльев, и поток не сносил птицу, а поддерживал её парение на одном, нужном ей месте. Эта «обтекаемость» (научно говоря, «резильентность»), способность не давать себя сдувать, но и не противопоставлять себя потоку, а использовать его для своих целей – важное качество для руководителя и учителя.
Во-вторых, очень важно сочетание стратегического видения и решительных тактических действий. Если действия совершаются без стратегического пониманию куда идти, то сложно достичь цели, действия будут не связаны друг с другом, мешать одно другому. Просто плавая по бурному морю, натолкнуться на рыбу можно только случайно. Важен широкий обзор, насмотренность, видение далеких и близких целей. Но если есть только стратегия, то, как говорится, «мы стоим на верном пути!», «мы стоим на верном пути!», «мы стоим, а нужно идти!». Если видишь цель, то пикировать нужно очень решительно, а, достигнув цели, обязательно возвращаться в стратегическую высь.
В нашей школе мы практикуем точки взлета каждый сезон. В августе проводим стратегические сессии, чтобы понять, в какой точке развития мы находимся, куда планируем идти, каких целей достигать.
Далее мы формируем профессиональные обучающиеся сообщества (ПОС), временные рабочие группы сотрудников для реализации конкретных направлений, решения выявленных проблем и без промедления принимаемся за работу. На каникулах мы проводим «Методические среды» – каждую первую среду каникул подводим итоги работы и видим продвижение к цели, корректируем план и опять «пикируем» в реализацию.
В классе некоторые педагоги реализуют проект «Год передо мной», когда каждый ребенок имеет возможность проанализировать свои достижения прошлого года и поставить новые задачи. Включается спокойная музыка и дети письменно отвечают на вопросы о том, каким был прошлый год.
Например, такие вопросы:
- Самое мудрое решение, которое я принял...
- Самый большой урок, который я вынес…
- Самая важная вещь, которую я сделал для других…
- Самое большое дело, которое я завершил…
- Самое лучшее, что я открыл в себе…
И планируют новый учебный год, заполняя такие строчки:
- В этом году я не буду откладывать в долгий ящик...
- Эти три вещи я готов отпустить и двигаться дальше
- Три вещи, которых я хочу добиться больше всего
- Эти три человека будут моей опорой в тяжёлое время
- Эти три вещи я решусь попробовать
- Этим трём вещам я готов сказать «нет»
и другие.
Для этого мы пользуемся упрощенной версией вот такого ресурса.
Антон Семенович Макаренко выделял перспективы близкие (в ближайшие дни), средние (предполагает длительную работу всего коллектива) и дальние (конечная цель развития, цель на много лет вперед). При этом классик советской и мировой педагоги подчеркивал, что важно ребенка окружить сложнейшей цепью перспективных представлений «ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день». Об этом наш следующий «Принцип мандарина».
«Принцип мандарина»: наполнение повседневности радостью и игрофикация рутинных дел
Мандарин природа наделила способностью дарить сладкий вкус и радостное оранжевое настроение. Для многих он символ праздника – какой новый год без елки и мандаринов? Можем ли мы это как-то использовать в школьной жизни?
Каникулы закончились. Завтра снова в школу... Как сделать, чтобы возвращение к учебе после отдыха прошло легче?
Мы в первую неделю после каникул проводим событие "Мандаринка за десятку" (в нашей системе оценивания 10 баллов – максимальная отметка). В кабинет заботливых педагогов– организаторов прибегают дети, показывают полученную отметку и получают мандаринку. Когда проводили в первый раз, то думали, что откликнутся ученики начальной школы, но оказалось, что включаются в игру даже одиннадцатиклассники! Пусть начало четверти будет вкусным и праздничным! Учителя тоже в эти дни ставят отличные отметки, повышается настроение у всех жителей школы.
Иллюстрации и фото к статье предоставлены автором