Качество образования // Статья

Инновации с препятствиями, или как получить образование своей мечты


Почему искусственный интеллект перестает быть «страшилкой»? Как обычные школьники становятся предпринимателями? Какие инновации не стали достоянием массовой практики, хотя многие из них уже были апробированы в прошлом веке?

Эти и другие вопросы обсуждались на заключительном в этом учебном году семинаре НИУ ВШЭ по образованию, традиционно посвященном памяти педагога и ученого Анатолия Пинского. Как всегда, в этот день подводятся итоги учебного года, обсуждаются ключевые тенденции, которые получили активное развитие за прошедший период.

В топ-3 вошли:
  1. Генеративный искусственный интеллект и то, как он меняет образование на разных уровнях;
  2. Предпринимательское образование;
  3. Сближение контекстов обучения и обучающегося.

Тренды были определены по результатам экспертного голосования. В его основу лег доклад Лаборатории Инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ и Ultimate education, в котором авторы оценивают, какие из общемировых трендов будут наиболее актуальными для системы российского образования.

В дискуссии приняли участие эксперты из разных областей образования: предприниматели, исследователи, практики государственного и частного образования. Они рассказали не только о том, какие возможности для образования будущего открывает следование инновациям, но и с какими рисками можно столкнуться, включая их в свои образовательные проекты.

Искусственный интеллект – причина социального неравенства или основа устойчивого развития?

Искусственный интеллект представляется сверхсовременной темой, но, как подчеркнула Диана Королева, ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, эта технология известна с 50-х годов прошлого века, но развивалась она неравномерно, с некоторыми периодами замирания, и в последние годы произошел настоящий бум. Ученые отмечают несколько важных тенденций в изучении ИИ.

1. Интерес к искусственному интеллекту продолжает быть высоким, он сохраняется на международном и на российском уровнях, и это отражается в общем увеличении количества конференций и публикаций по этой теме. Причем обсуждения часто охватывают дополнительные вопросы, прямо или косвенно связанные с ИИ – например, использование социальных сетей и цифровых экосистем. Примечательно, что в эти дискуссии включается все больше участников, казалось бы, не имеющих никакого отношения к высоким технологиям: например, на саммите G7 в Италии, об этой технологии говорил в своем выступлении Папа Римский.

2. Увеличивается глубина изучения искусственного интеллекта, содержание публикаций и презентаций становится более комплексным, происходит переход от описания отдельных кейсов к межстрановым сравнительным исследованиям и мета-анализу.

3. Изменилось восприятие роли искусственного интеллекта: от тотального запрета к стремлению использовать эту технологию во благо человека с необходимостью предупреждения возможных рисков.

Например, ЮНЕСКО предлагает использовать искусственный интеллект для достижения целей устойчивого развития.

«Поэтому искусственный интеллект сегодня становится более привычным и рутинным и уже не вызывает таких острых вопросов, как раньше», – считает Диана Королева.

4. Вместе с развитием ИИ появляются все более сложные и многофункциональные продукты – такие, как последняя версия чата GPT-4.0, которая способна говорить, объяснять, общаться, считывать эмоции человека. С одной стороны, в этом случае возрастают возможности для обучения, с другой – подобные изобретения провоцируют новые социальные разрывы. Дело в том, что высокотехнологичные новинки можно установить только на дорогостоящие компьютеры последней модели, которых может не оказаться во многих семьях и школах. Кроме социальных, есть и межпоколеннические разрывы, потому что чудеса техники зачастую не доступны людям старшего возраста.

Все эти риски, по мнению Дианы Королевой, должны стать предметом научных исследований.

Предпринимательское образование – чем раньше, тем лучше?

В выступлениях экспертов прозвучал тезис о том, что средний возраст начала предпринимательской деятельности – 13-14 лет. То есть свой путь в бизнесе многие начинают уже в школьном возрасте.

Гульнара Кошимбетова работает куратором проекта «Предпринимательский класс в московской школе», в котором принимают участие 8 тысяч учащихся 10-11 классов, но число желающих поступить в такие классы, по ее словам, постоянно растет.

Обучение в предпринимательских классах решает две задачи. Первая – это освоение академических знаний и навыков, необходимых для поступления в вуз на специальности, связанные с менеджментом, банковским делом, экономикой и финансами. Поэтому особое внимание уделяется изучению математики, русского языка, обществознания – предметам, по которым предстоит сдавать ЕГЭ для поступления на интересующие подростков направления подготовки. Предпринимательские классы сотрудничают с 13-ю вузами-партнерами, в числе которых Финансовый университет при правительстве РФ и РЭУ им. Плеханова. Вторая задача – предпрофессиональная подготовка.

«С точки зрения профориентации ребята имеют возможность в 10 классе в течение первого полугодия определиться, уточнить свой выбор, насколько им подходит действительно наш предпринимательский класс, насколько они готовы к той программе, которую мы для них создали», – рассказала куратор популярного проекта.

По ее словам, программа масштабная, она включает в себя сразу несколько направлений: это и бизнес-тренинги от ведущих предпринимателей, и проектно– исследовательская деятельность, в процессе которой школьники совместно с вузами-партнерами готовят свои проекты, представляя их на городских конференциях, чемпионатах, фестивалях и олимпиадах. Кроме того, выпускники предпринимательских классов получают специальность агент банка, предварительно освоив программу обучения совместно с представителями колледжей и пройдя практику в финансовых организациях по работе не только с физическими, но и юридическими лицами.

Многие еще на стадии обучения открывают свое дело. Правда, как подчеркнула Гульнара Кошимбетова , кураторы предпринимательских классов не ставят перед собой цель всех подростков включить в бизнес, речь идет только о желающих, и таких немало. Они открывают простые стартапы, связанные с производством кондитерских изделий или сувениров, но такой ранний опыт, по мнению экспертов, дает важный старт для открытия собственного дела в зрелом возрасте. Среднемесячный доход юных бизнесменов составляет от 20 до 70 тысяч рублей.

Когда обучение становится ближе

Третий образовательный тренд этого года – сближение контекстов обучения и обучающегося. Он предполагает адаптацию учебных материалов под контекст, опыт и культуру обучающихся, что позволяет им лучше понимать и применять изучаемый материал, так как они видят его связь с реальным миром. Подобные методики позволяют мотивировать учащихся к достижению конкретных результатов, меняя в лучшую сторону пространства вокруг себя – будь то место проживания или пришкольный участок. Эксперты рассказали о разных видах внеурочной деятельности, которой можно увлечь детей.

1. Исследовательская и проектная деятельность: «думай глобально, действуй локально».

По словам ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Алексея Обухова, это направление стало развиваться еще в XIX веке, получило свое продолжение в Вальдорфской педагогике и в начале XXI столетия появилось в практике некоторых российских школ.

«Тогда это был совершенно эксклюзивный прецедент, который возник в основном в передовых школах, в рамках дополнительного образования, которые сделали исследовательскую проектную деятельность центральной. Сейчас такую форму обучения включили во ФГОС, она стала обязательной. Но проблема в первую очередь заключается в том, что исследования и проекты школьников оказываются эффективными там, где они реализуются в местах проживания. Иными словами, здесь надо руководствоваться принципом «думай глобально, действуй локально». В противном случае это не срабатывает», – отметил Обухов.

2. Исследовательское краеведение тоже входит в число современных трендов, однако, как подчеркивают эксперты, в массовую практику оно вошло еще в 20-е годы прошлого века, когда в школах применялось обучение по Дальтон-плану.

В советские времена большой популярностью пользовались центры детского краеведения и туризма. Сейчас к этому направлению вернулись, но уже с использованием цифровых средств. Правда, такой вид внеурочной деятельности используется только в некоторых школах благодаря инициативе и энтузиазму отдельных учителей.

3. Музейная педагогика «руками трогать». Например, в Москве действовал проект «Город открытий», подобные практики осуществлялись в других регионах, но опять же массовыми не стали.

4. Обучение как реализация мечты.

«Мы знаем, что одна из главных проблем – это отсутствие у детей мотивации к обучению. Причина в том, что им часто предлагается изучать то, что им не интересно. И после этого мы говорим, что «эти подростки ничего не хотят». На самом деле они хотят, только надо ответить на их запрос, на то, что их действительно волнует и увлекает», – подчеркнул Алексей Обухов.

Одним из примеров может служить проект госпитальных школ «УчимЗнаем», в рамках которого на базе стационаров организуются школы для тяжело больных детей, и теперь таких школ больше 50-ти по всей стране.

По словам Обухова, это одна из самых масштабных социальных трансформаций системы образования, которая дает ребятам, находящимся на грани жизни и смерти, надежду на выздоровление и возможность воплотить собственную мечту в образовательной деятельности.

5. Поликультурное образование.

На эту тему есть методические разработки Московского государственного психолого-педагогического университета, позволяющие успешно осуществить образование в поликультурной среде.

Если использовать это явление как ресурс, то очень многие вопросы решаются, но если эту проблему не замечать и обходить стороной, то и результатов не будет, убежден Алексей Обухов.

По мнению Павла Мосейкина, представляющего компанию Ultimate Education, некоторые учебные материалы могут быть сложными для адаптации под различные культурные контексты из-за особенностей языка, этнологии, национальных традиций тех или иных групп учащихся. Создание таких учебных материалов может потребовать дополнительных финансовых затрат на обучение авторов, переводы, исследования и экспертизу. И это один из барьеров на пути сближения контекстов.

Как считают эксперты, ни одно из перечисленных направлений, за исключением исследовательской и проектной деятельности, так и не стало достоянием массовой практики. Причина в том, что осуществление подобных инноваций требует выхода за пределы заданного, в том числе и выход за пределы школы для решения актуальной задачи.

Далеко не все педагоги готовы рисковать и конструктивно действовать в ситуации высокой неопределенности. В то же время большинство учителей понимает, что традиционные методики преподавания вызывают у современных детей сопротивление, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать интерес ребенка и его собственное перспективное видение.

Возникает вопрос: как учитывать индивидуальные потребности ребенка, региональные, культурные и национальные особенности целых групп учащихся в условиях унификации школьных программ? Почему-то эта проблема не вошла в число трендов по опросам экспертов НИУ ВШЭ. Как не вошли и такие тенденции, как выход из Болонской системы и реформа высшего образования, призывы к отмене ЕГЭ и другие проблемы, которые сегодня обсуждаются в российском обществе. Может, причина в том, что участники анкетирования учитывали именно прогрессивные международные тенденции, рассчитанные на перспективу, а не те, что насаждаются сверху и, скорее, тянут образование назад?

Но тем не менее перечисленные инновации – искусственный интеллект, предпринимательское образование, сближение контекстов – медленно, постепенно, но все же внедряются в практику и пробивают себе дорогу, несмотря на риски, барьеры и другие препятствия.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube