Почему искусственный интеллект перестает быть «страшилкой»? Как обычные школьники становятся предпринимателями? Какие инновации не стали достоянием массовой практики, хотя многие из них уже были апробированы в прошлом веке?
Эти и другие вопросы обсуждались на заключительном в этом учебном году семинаре НИУ ВШЭ по образованию, традиционно посвященном памяти педагога и ученого Анатолия Пинского. Как всегда, в этот день подводятся итоги учебного года, обсуждаются ключевые тенденции, которые получили активное развитие за прошедший период.
В топ-3 вошли:
- Генеративный искусственный интеллект и то, как он меняет образование на разных уровнях;
- Предпринимательское образование;
- Сближение контекстов обучения и обучающегося.
Тренды были определены по результатам экспертного голосования. В его основу лег доклад Лаборатории Инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ и Ultimate education, в котором авторы оценивают, какие из общемировых трендов будут наиболее актуальными для системы российского образования.
В дискуссии приняли участие эксперты из разных областей образования: предприниматели, исследователи, практики государственного и частного образования. Они рассказали не только о том, какие возможности для образования будущего открывает следование инновациям, но и с какими рисками можно столкнуться, включая их в свои образовательные проекты.
Искусственный интеллект – причина социального неравенства или основа устойчивого развития?
Искусственный интеллект представляется сверхсовременной темой, но, как подчеркнула Диана Королева, ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, эта технология известна с 50-х годов прошлого века, но развивалась она неравномерно, с некоторыми периодами замирания, и в последние годы произошел настоящий бум. Ученые отмечают несколько важных тенденций в изучении ИИ.
1. Интерес к искусственному интеллекту продолжает быть высоким, он сохраняется на международном и на российском уровнях, и это отражается в общем увеличении количества конференций и публикаций по этой теме. Причем обсуждения часто охватывают дополнительные вопросы, прямо или косвенно связанные с ИИ – например, использование социальных сетей и цифровых экосистем. Примечательно, что в эти дискуссии включается все больше участников, казалось бы, не имеющих никакого отношения к высоким технологиям: например, на саммите G7 в Италии, об этой технологии говорил в своем выступлении Папа Римский.
2. Увеличивается глубина изучения искусственного интеллекта, содержание публикаций и презентаций становится более комплексным, происходит переход от описания отдельных кейсов к межстрановым сравнительным исследованиям и мета-анализу.
3. Изменилось восприятие роли искусственного интеллекта: от тотального запрета к стремлению использовать эту технологию во благо человека с необходимостью предупреждения возможных рисков.
Например, ЮНЕСКО предлагает использовать искусственный интеллект для достижения целей устойчивого развития.
«Поэтому искусственный интеллект сегодня становится более привычным и рутинным и уже не вызывает таких острых вопросов, как раньше», – считает Диана Королева.
4. Вместе с развитием ИИ появляются все более сложные и многофункциональные продукты – такие, как последняя версия чата GPT-4.0, которая способна говорить, объяснять, общаться, считывать эмоции человека. С одной стороны, в этом случае возрастают возможности для обучения, с другой – подобные изобретения провоцируют новые социальные разрывы. Дело в том, что высокотехнологичные новинки можно установить только на дорогостоящие компьютеры последней модели, которых может не оказаться во многих семьях и школах. Кроме социальных, есть и межпоколеннические разрывы, потому что чудеса техники зачастую не доступны людям старшего возраста.
Все эти риски, по мнению Дианы Королевой, должны стать предметом научных исследований.
Предпринимательское образование – чем раньше, тем лучше?
В выступлениях экспертов прозвучал тезис о том, что средний возраст начала предпринимательской деятельности – 13-14 лет. То есть свой путь в бизнесе многие начинают уже в школьном возрасте.
Гульнара Кошимбетова работает куратором проекта «Предпринимательский класс в московской школе», в котором принимают участие 8 тысяч учащихся 10-11 классов, но число желающих поступить в такие классы, по ее словам, постоянно растет.
Обучение в предпринимательских классах решает две задачи. Первая – это освоение академических знаний и навыков, необходимых для поступления в вуз на специальности, связанные с менеджментом, банковским делом, экономикой и финансами. Поэтому особое внимание уделяется изучению математики, русского языка, обществознания – предметам, по которым предстоит сдавать ЕГЭ для поступления на интересующие подростков направления подготовки. Предпринимательские классы сотрудничают с 13-ю вузами-партнерами, в числе которых Финансовый университет при правительстве РФ и РЭУ им. Плеханова. Вторая задача – предпрофессиональная подготовка.
«С точки зрения профориентации ребята имеют возможность в 10 классе в течение первого полугодия определиться, уточнить свой выбор, насколько им подходит действительно наш предпринимательский класс, насколько они готовы к той программе, которую мы для них создали», – рассказала куратор популярного проекта.
По ее словам, программа масштабная, она включает в себя сразу несколько направлений: это и бизнес-тренинги от ведущих предпринимателей, и проектно– исследовательская деятельность, в процессе которой школьники совместно с вузами-партнерами готовят свои проекты, представляя их на городских конференциях, чемпионатах, фестивалях и олимпиадах. Кроме того, выпускники предпринимательских классов получают специальность агент банка, предварительно освоив программу обучения совместно с представителями колледжей и пройдя практику в финансовых организациях по работе не только с физическими, но и юридическими лицами.
Многие еще на стадии обучения открывают свое дело. Правда, как подчеркнула Гульнара Кошимбетова , кураторы предпринимательских классов не ставят перед собой цель всех подростков включить в бизнес, речь идет только о желающих, и таких немало. Они открывают простые стартапы, связанные с производством кондитерских изделий или сувениров, но такой ранний опыт, по мнению экспертов, дает важный старт для открытия собственного дела в зрелом возрасте. Среднемесячный доход юных бизнесменов составляет от 20 до 70 тысяч рублей.
Когда обучение становится ближе
Третий образовательный тренд этого года – сближение контекстов обучения и обучающегося. Он предполагает адаптацию учебных материалов под контекст, опыт и культуру обучающихся, что позволяет им лучше понимать и применять изучаемый материал, так как они видят его связь с реальным миром. Подобные методики позволяют мотивировать учащихся к достижению конкретных результатов, меняя в лучшую сторону пространства вокруг себя – будь то место проживания или пришкольный участок. Эксперты рассказали о разных видах внеурочной деятельности, которой можно увлечь детей.
1. Исследовательская и проектная деятельность: «думай глобально, действуй локально».
По словам ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Алексея Обухова, это направление стало развиваться еще в XIX веке, получило свое продолжение в Вальдорфской педагогике и в начале XXI столетия появилось в практике некоторых российских школ.
«Тогда это был совершенно эксклюзивный прецедент, который возник в основном в передовых школах, в рамках дополнительного образования, которые сделали исследовательскую проектную деятельность центральной. Сейчас такую форму обучения включили во ФГОС, она стала обязательной. Но проблема в первую очередь заключается в том, что исследования и проекты школьников оказываются эффективными там, где они реализуются в местах проживания. Иными словами, здесь надо руководствоваться принципом «думай глобально, действуй локально». В противном случае это не срабатывает», – отметил Обухов.
2. Исследовательское краеведение тоже входит в число современных трендов, однако, как подчеркивают эксперты, в массовую практику оно вошло еще в 20-е годы прошлого века, когда в школах применялось обучение по Дальтон-плану.
В советские времена большой популярностью пользовались центры детского краеведения и туризма. Сейчас к этому направлению вернулись, но уже с использованием цифровых средств. Правда, такой вид внеурочной деятельности используется только в некоторых школах благодаря инициативе и энтузиазму отдельных учителей.
3. Музейная педагогика «руками трогать». Например, в Москве действовал проект «Город открытий», подобные практики осуществлялись в других регионах, но опять же массовыми не стали.
4. Обучение как реализация мечты.
«Мы знаем, что одна из главных проблем – это отсутствие у детей мотивации к обучению. Причина в том, что им часто предлагается изучать то, что им не интересно. И после этого мы говорим, что «эти подростки ничего не хотят». На самом деле они хотят, только надо ответить на их запрос, на то, что их действительно волнует и увлекает», – подчеркнул Алексей Обухов.
Одним из примеров может служить проект госпитальных школ «УчимЗнаем», в рамках которого на базе стационаров организуются школы для тяжело больных детей, и теперь таких школ больше 50-ти по всей стране.
По словам Обухова, это одна из самых масштабных социальных трансформаций системы образования, которая дает ребятам, находящимся на грани жизни и смерти, надежду на выздоровление и возможность воплотить собственную мечту в образовательной деятельности.
5. Поликультурное образование.
На эту тему есть методические разработки Московского государственного психолого-педагогического университета, позволяющие успешно осуществить образование в поликультурной среде.
Если использовать это явление как ресурс, то очень многие вопросы решаются, но если эту проблему не замечать и обходить стороной, то и результатов не будет, убежден Алексей Обухов.
По мнению Павла Мосейкина, представляющего компанию Ultimate Education, некоторые учебные материалы могут быть сложными для адаптации под различные культурные контексты из-за особенностей языка, этнологии, национальных традиций тех или иных групп учащихся. Создание таких учебных материалов может потребовать дополнительных финансовых затрат на обучение авторов, переводы, исследования и экспертизу. И это один из барьеров на пути сближения контекстов.
Как считают эксперты, ни одно из перечисленных направлений, за исключением исследовательской и проектной деятельности, так и не стало достоянием массовой практики. Причина в том, что осуществление подобных инноваций требует выхода за пределы заданного, в том числе и выход за пределы школы для решения актуальной задачи.
Далеко не все педагоги готовы рисковать и конструктивно действовать в ситуации высокой неопределенности. В то же время большинство учителей понимает, что традиционные методики преподавания вызывают у современных детей сопротивление, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать интерес ребенка и его собственное перспективное видение.
Возникает вопрос: как учитывать индивидуальные потребности ребенка, региональные, культурные и национальные особенности целых групп учащихся в условиях унификации школьных программ? Почему-то эта проблема не вошла в число трендов по опросам экспертов НИУ ВШЭ. Как не вошли и такие тенденции, как выход из Болонской системы и реформа высшего образования, призывы к отмене ЕГЭ и другие проблемы, которые сегодня обсуждаются в российском обществе. Может, причина в том, что участники анкетирования учитывали именно прогрессивные международные тенденции, рассчитанные на перспективу, а не те, что насаждаются сверху и, скорее, тянут образование назад?
Но тем не менее перечисленные инновации – искусственный интеллект, предпринимательское образование, сближение контекстов – медленно, постепенно, но все же внедряются в практику и пробивают себе дорогу, несмотря на риски, барьеры и другие препятствия.