Онлайн-школа Skysmart провела исследование, чтобы выяснить отношение россиян к школьным оценкам. Эксперты опросили более 1200 родителей, проживающих в крупных российских городах. Основу выборки составили: женщины (71%), люди с ежемесячным доходом менее 100 000 рублей (41%), из возрастной категории 31 год – 35 лет (32%), москвичи (20%).
Авторы исследования распределили участников по категориям в зависимости от вида их занятости. Это позволило выявить корреляцию между успеваемостью людей в школьные годы и профессиональными успехами во взрослом возрасте. В результате выяснилось, что многие отличники становятся предпринимателями, хорошисты – наемными специалистами, троечники – руководителями, а двоечники остаются без работы. Несмотря на эту корреляцию, родители уверены, что школьные отметки не имеют значения.
Так, на вопрос о том, считают ли они школьные оценки показателем уровня знаний, положительный ответ дали чуть больше четверти опрошенных – 28%. 38% заявили, что отметки не отражают образованности школьников, зато могут повлиять на аттестат. С тем, что успеваемость нельзя считать показателем реального уровня знаний и беспокоиться о ней нет смысла, согласились 23% респондентов. Максимальная доля людей, давших эти ответы, в школе училась на четверки. 10% участников исследования заявили, что они вообще не интересуются отметками детей, поскольку знания учащихся – ответственность преподавателей. Среди выбравших этот вариант ответа преобладали бывшие двоечники.
Также в ходе опроса родителям задали вопрос, влияют ли, по их мнению, школьные оценки на карьерные успехи детей в будущем. Менее половины (41%) ответили отрицательно. В том, что отличники и хорошисты с большей вероятностью добьются успеха в будущем, убеждены 30% родителей. Почти столько же (29%) заявили, что те, кто учится на двойки и тройки, могут получить от жизни не меньше, чем круглые отличники.
Мы попросили прокомментировать эти данные директора Школы будущего села Большое Исаково Калининградской области Алексея Голубицкого.
– Полученные данные довольно любопытные. Прежде всего важно отметить, что имеются большие ограничения в их интерпретации. Это не мнение родителей в целом, а мнение мам (71% женщин в выборке), живущих в крупных городах с доминированием среди опрошенных москвичей. Способ опроса не указан, но, скорее всего, это анкетирование среди клиентов онлайн-школы Skysmart. Поэтому точнее говорить о том, что большинство респондентов – это мамы, живущие в крупных городах, пользующиеся услугами дистанционного образования, которые «считают, что оценки не отражают уровень знания школьников». Несмотря на указанные ограничения, можно сделать три интересных вывода из проведенного исследования.
Во-первых, академическая успешность очень незначительно влияет на успех в жизни. Тут трудно не согласиться с опрошенными людьми. Медалисты – это обманутые системой люди. Учителя им говорят: «выучи всё это, сделай всю эту домашнюю работу, знай весь материал учебника, и наступит счастье». Они честно все делают много лет, а счастье не наступает. Точнее, наступает, но далеко не у всех, а только у тех, кто вопреки системе получил в дополнение к академической основе важные жизненные навыки. Противопоставлять знания и так называемые «мягкие навыки» (soft skills) не верно. Важно знать, как устроен мир и нужно уметь вписаться в его законы, уметь его менять к лучшему, если требуется.
Поэтому в нашем Гурьевском округе Калининградской области запущены интересные программы, в том числе «АгроЛето» – это служба занятости, которая оплачивает труд подростков, а школа формирует бригады желающих заработать летом, заказывает школьный автобус, оплачивает работу сопровождающего и привозит школьников к фермеру, который организует труд подростков и награждает их премией за особые успехи. Среди участников проекта есть и победители олимпиад, и будущие медалисты.
Во-вторых, очень интересно, как опрошенные родители относились к своей учебе. Больше любили учиться «хорошисты» и «двоечники», и не любили «троечники» и «отличники». То есть те, кто учился на пределе сил, негативно относятся к школе, а кто махнул рукой на учебу или спокойно учился без нездорового перфекционизма, в итоге оставили более теплые воспоминания о своем школьном детстве.
В-третьих, исследование подтвердило расхожее мнение о том, что «троечники» чаще работают руководителями, видимо, потому, что со школьных лет эти подростки учились организовывать процесс вокруг себя, опирались на ресурсы других людей, четко знали, у кого и что можно списать. А вот доминирование отличников среди предпринимателей удивило: вероятно, сформированная картина мира все же помогает выдвигать инициативы и их реализовывать.
Но более всего удивляет главный вывод исследования о том, что опрошенные родители редко связывают отметки с уровнем знаний, а тем более с будущим жизненным успехом. Почему же тогда многие родители делают домашнюю работу со своим детьми и переживают за отметки и часто из-за этого конфликтуют с учителями?
Это риторический вопрос, но для ответа на него необходимо провести еще одно исследование.