22 ноября, в День психолога, в Москве стартовало уникальное событие для профессионального сообщества школьных педагогов-психологов. Начался цикл семинаров «Психологическая экосистема школы как фактор успешности ребенка». Организатором выступил Городской психолого-педагогический центр столичного Департамента образования и науки. В качестве спикеров на семинарах выступят выдающиеся ученые в области психологии. Общение с ними позволит школьным специалистам перенести современные тенденции российской психологии в свою повседневную практику.
К участникам встречи обратился заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев: «Я рад тому, что за последние несколько лет в Москве внимание к психологической службе стало очень пристальным со стороны Департамента образования и науки. Мы понимаем ценность и значимость того труда, которому вы решили посвятить свою профессиональную жизнь.»
С профессиональным праздником поздравила собравшихся директор Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасия Кузнецова: «Хочу поздравить каждого педагога-психолога каждой московской школы от всех специалистов Центра, пожелать вам времени для себя, ресурсов для того, чтобы выполнять ту миссию, ради которой мы все работаем на благо московского образования».
Цикл встреч открыла лекция Витольда Ясвина, доктора педагогических и психологических наук, основателя научной школы «Экологическая психология образования». Тема встречи – «Скрытые ресурсы современной школы: формирование психологически безопасной образовательной среды в условиях новых требований образования».
«Сегодня я буду говорить о среде, потому что мы видим мир через мероприятия, через события, которые мы можем организовать», – так начал встречу доктор наук Витольд Ясвин. – Как сказала знаменитый психолог Мария Монтессори, детей учит то, что их окружает. И поэтому работа с окружением – это более тонкая, важная, плодотворная работа, чем мероприятия. Об этом же писал Макаренко: “Воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, организованная наиболее выгодным образом – вокруг процесса хозяйствования”. Другими словами, вокруг продуктивной деятельности, когда мы создаем что-то социально значимое. О том же пишет и Сухомлинский: “Работает общее дело, которое имеет социальную значимость”.
Если нам нужно личностное развитие ребенка, социализация, то нам не обойтись без волонтерской работы, которая формирует многие компетенции и навыки. Это важное направление, и оно у нас есть. Но, мне кажется, его должно быть не просто больше, оно должно быть для всех и каждого, потому что вокруг этого формируется личность», – отметил Витольд Ясвин.
В своей лекции о ресурсах образования для успешности ребенка доктор наук говорил не только о среде развивающих возможностей, но также о проектировании индивидуального образовательного маршрута, психологических типах учеников, типологии родительских и педагогических позиций, моделях школьной организации, а еще об управлении переживаниями детей.
«Каждое занятие, урок, встреча с детьми, каждое событие должно режиссерски нами управляться с точки зрения переживаний, а не просто с точки зрения организации деятельности. Как в спектакле или фильме есть заход, есть точка золотого сечения, есть моменты, когда мы ставим себя на место героя – это все управляемо режиссером. И если мы будем проектировать и управлять переживаниями учеников, то мы получим позитивный воспитательный эффект», – прокомментировал Витольд Ясвин.
Проведение цикла семинаров и организация общения с выдающимися учеными в области психологии нацелена на профессиональный рост школьных специалистов сопровождения и призвана помочь им расширить психолого-педагогические компетенции.
После лекции у зрителей была возможность поделиться впечатлениями и оставить обратную связь организаторам события. Психологи отметили важность очного общения с коллегами и интересным спикером, слова благодарности и признание значимости психолого-педагогической службы в системе образования города, актуальность темы и возможность получить материалы лекции и книгу спикера в подарок к профессиональному празднику.
Ольга Нистратова, педагог-психолог школы № 1492: «Всегда интересно вживую послушать человека, который глубоко занимается наукой, встретиться с коллегами. Такая обстановка всегда дает энергию, это здорово».
Наталья Логоза, педагог-психолог школы № 1591: «Психологи – такие люди, которые любят самосовершенствоваться. Для ежедневной работы нам необходимы новые знания, мнения ведущих специалистов, и мы планируем, конечно, посещать лекции, посвященные успешности ребенка. Ребенок должен быть успешен для того, чтобы быть успешным в жизни в будущем. Школа – это старт для ребенка, и мы все участвуем в этом старте».
Елена Павленко, педагог-психолог школы № 423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова: «Психолог – один из немногих специалистов, который работает с эмоциональной сферой, и успех как раз относится к этой сфере. Когда ребенок чувствует поддержку, он может покорять пространства, достигать вершин».
Татьяна Карасева, специальный психолог школы № 705: «Успешность ребенка, начиная с дошкольного учреждения – это успешность в будущем нашего общества. Это то, ради чего мы есть сегодня в учреждениях».
О проектах Городского психолого-педагогического центра для московских школ можно узнать на сайте ГППЦ в разделе «Образовательным организациям».
Проведение мероприятий психологической направленности для детей и взрослых способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».