Живая школа // Статья

Принцип осеннего листа. Важно не ждать, пока ситуация станет критической, а действовать на опережение


Принцип осеннего листа. Важно не ждать, пока ситуация станет критической, а действовать на опережение
Фото предоставлено автором

Что общего между осенней природой, которая готовится к зиме, и школьной жизнью? Алексей Голубицкий нашел неожиданные аналогии, которыми поделился с читателями в очередной главе своей книги «Живая школа».

«Листья желтые над городом кружатся»

Теплым сентябрьским днем за забором школьного двора приветливо шелестел листьями на ветру молодой клён. Второклассница Маша отклонилась от привычного маршрута в школу, сняла не нужную в такую погоду шапку и пыталась поймать бабочку крапивницу. Бабочка никак не желала быть пойманной, но и не улетала далеко, как будто дразнила девочку, подвела её к забору, села на шершавую кору клена, помахала на прощанье крыльями и улетела за пределы школьной территории. Девочка только собиралась расстроиться, как скользнув по плечу и прямо к ногам упал красивый оранжевый лист с зелеными прожилками. Посмотрев наверх, Маша увидела сквозь редеющую листву, как высоко в небе, грустно перекликаясь, улетает на юг стая журавлей.

– А почему листики желтеют? – на стол учителю лег тот самый лист, который, как считала сама Маша, нашел девочку и выразил ей своё сочувствие.

– Так дерево готовится к зиме – ответила учительница. – Деревья могут из солнечного света, воды и удобрений производить, например, сахар, расти и развиваться. В этом им помогают зеленые листочки, но зимой так делать не получается и поэтому, чтобы не замерзнуть, на многих деревьях листья сбрасываются, а перед этим они меняют свою окраску. И некоторые птицы на юг улетают, спасаясь от зимних холодов.

– Но сейчас же еще тепло! Даже бабочки еще летают. Зачем листья рано желтеют, и птицы улетают, когда еще нет холодов?

– Когда станет холодно, улетать или сбрасывать листья будет уже поздно. Поэтому, как только ночи становятся всё длиннее, а дни всё короче, то это сигнал природе – пора заранее готовиться. Для этого явления ученые придумали даже специальное слово – фотопериодизм.

Завтрак с директором, «школьный светофор» и «холодный душ» для десятиклассников

В живой школе тоже важно действовать на опережение, не ждать, пока все «замерзнут».

Приведу несколько примеров.

Каждый год мне поступают жалобы на питание в школе. И холодное, и невкусное, и однообразное. Выводы родители делают на основании мнения своих детей, иногда дети манипулируют родителями, говоря: «В школе невкусно, дай денег на пиццу в школьном буфете!» В этом сентябре, не дожидаясь потока жалоб, мы провели «Завтрак с директором». Пригласили родителей поесть вместе с директором предприятия «Школьное питание» и директором школы. Показали весь цикл приготовления, рассказали о требованиях, ограничениях, безопасности. А самое главное, родитель смог рядом со своим ребенком попробовать все блюда и составить своё мнение. Родителей пригласили приходить хоть каждый день, быть в составе бракеражной комиссии, которая оценивает качество питания. В итоге жалоб стало в несколько раз меньше.

Другим примером образовательного фотопериодизма является система оценивания в пятом классе. При переходе из начальной школы в основную жизнь детей в школе драматически меняется: новые учителя, хождение по всей школе, другие требования, новые предметы. Трудно не только детям, но и учителям, многие из них только что выпустили 11 класс и им просто нужно привыкнуть к малышам, адаптировать систему оценок, стиль изложения.

Часто такой внезапный переход приводит к резкому снижению успеваемости. Каждую осень я тонул в жалобах на отметки в 5-х классах. Уже пять лет мы делаем иначе. Мы отменили отметки в первой четверти. Важно дать учителям и детям привыкнуть друг другу. Но безотметочная система, не означает безоценочную. Каждому родителю мы в конце четверти присылаем «школьный светофор», где каждый предмет окрашен или в зеленый цвет – «все идет отлично», или в желтый – «в целом хорошо, но есть над чем поработать», или в красный – «требуется обратить на предмет особенное внимание». К «школьному светофору» прилагается ссылка на запись для обсуждения результатов и консультации родителя с конкретным учителем на личной встрече.

В итоге жалоб на отметки в пятом классе я почти не получаю, а если они и есть, то не чаще, чем в других классах.

Раньше в десятом классе у нас была ситуация, которую можно описать строчкой из известной песни «Любовь, похожая на сон!». ОГЭ прошел, ЕГЭ не скоро, поэтому к учебе было отношение не очень внимательное. А когда приходит осознания жареного петуха, когда экзаменационная стужа на пороге, то многие в 11-м классе жалеют об упущенном времени. Чтобы помочь начать готовиться раньше, мы ввели зачетные книжки и сессии каждую четверть в виде «зачетов» по непрофильным предметам (многие получают как в вузе «автоматом» по текущим отметкам или на основе посещаемости) и «экзаменов» по профильным дисциплинам в виде контрольных работ. Благодаря такому «холодному душу» тонус сохраняется на всем протяжении старшей школы, и у нас каждый год растут результаты на ЕГЭ по всем предметам.

В завершении темы образовательного фотопериодизма расскажу короткую историю, непосредственно связанную с осенью в школе. По дороге в школу подобрал два листика – один маленький и один красивый. Прошел по классам и сказал, что кто найдет меньше или красивее, чем смог я, тому уважение и конфетку. Прикрепил лист в коридоре на специально натянутой по стенке волейбольной сетке. Через неделю вся стенка была в листиках. Я, разумеется, проиграл этот исследовательский спор и был невероятно этого рад! Многие ученики из начальной школы по дороге в школу или гуляя в парке, стали обращать больше внимание на то, что у них под ногами не какие-то листочки, а научное и эстетическое сокровище.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube