Автор телеграм-канала «Про школы» Анна Высоцкая делится своими рассуждениями на тему.
Что точно не будет работать в качестве мотиваторов выполнения домашней работы
Дальние цели
Если ты не будешь делать уроки, то ты не сдашь ЕГЭ, не поступишь в вуз, из тебя ничего не выйдет. Умный подросток сразу же припомнит вам и Альберта Эйнштейна и с десяток других мозговитых парней, которые не блистали в детстве.
Манипуляции, торг
Если ты закончишь четверть без троек, мы купим тебе айфон (собаку, хомяка), поедем кататься на горных лыжах.
Ребенок не должен учиться за еду (зачеркнуто), оплату. Точка.
Ребенок бы и рад получить бонус, но связать планомерное ежедневное выполнение домашки с таким неочевидным бонусом – крайне сложно. Опять же – бонус когда-то потом… а работать нужно сейчас. Ну начну завтра… А там тройка, опять тройка, ну вот, все равно уже не получилось.
Страх
Физические и моральные наказания, гиперконтроль.
Игнорирование проблемы
Сам разберется, это его жизнь.
С одной стороны, подход видится наиболее здравым.
С другой, к сожалению, способность к самоорганизации не заложена в нас от природы. Кто-то умеет балансировать и вовремя «браться за ум» перед важными контрольными и зачетами. Кто-то копит хвосты, загоняя себя в ситуацию, когда без чужой помощи разобраться с материалом уже не представляется возможным. Кого-то двойки бодрят и тонизируют, кто-то просто выпадает из учебного процесса на годы.
Давление не самая лучшая стратегия родителей, но равнодушие может ранить не меньше.
Что все же можно сделать, чтобы, учась в школе, «играть по правилам», не испортить отношения с ребенком и выйти сухими из воды?
Посмотреть в лицо своим страхам
Что для вас значат уроки ребенка? Потеря репутации, потеря места в школе, страх перед будущим, потеря контроля? О чем это для вас? Настолько ли проблема критична? Насколько ее в принципе необходимо решать? Идет ли речь о том, что ребенок выпал из учебного процесса? Или же речь идет всего лишь о негативизме по отношению к конкретным учителям?
В любом случае, проблему нужно озвучить максимально конкретно. В конкретно поставленном вопросе уже содержится ответ.
Критично взглянуть на расписание ребенка
Есть ли у ребенка время на себя, на свои увлечения, на общение с друзьями, на серфинг в сети, чтение книг, слушание музыки? Или все четко расписано по минутам, и на уроки выделено то единственно свободное время, которое остается?
И обратная ситуация.
А есть ли у ребенка собственные увлечения? То, что его действительно мотивирует. То, во что он готов вкладываться?
Есть ли ритм в его расписании? Он ничего не хочет делать или речь идет только о школьных уроках? Апатия или нежелание тратить время на пустое?
Творчески отнестись к постановке учебных задач
А каков тот необходимый минимум, который нужно выполнять? Можем ли мы сесть с ребенком и вместе расставить приоритеты – например, по математике мы берем дополнительные занятия онлайн, а на биологию «забиваем» (забиваем с умом). А может быть, если два-три предмета ребенок постоянно игнорирует – как выход можно договориться с учителями и подготовить рефераты по этим предметам. Зачем мучить себя и других?
Сейчас в школах охотно используется очно-заочная форма обучения или обучение по индивидуальному учебному плану. Почему не освободить ребенка от этой комедии абсурда и не показать ему, что к процессу организации своей учебы можно отнестись творчески? Не хочешь долбить географию весь год и получать тройки, погрузись в предмет, подготовь ряд работ, сдай и забудь. Это реально!
Научить ребенка самоорганизации и тайм-менеджменту
Нам почему-то кажется, что мы учим этому ребенка, когда говорим «ну давай, соберись» или «ну ты же тратишь время впустую». Самоорганизации мы учимся всю жизнь и не всегда эффективно. Навык крайне полезный и необходимый человеку успешному – пожалуй, поважнее, чем собственно то, что мы учим в школе. Не всегда мы сами можем научить этому ребенка, но есть тренинги, курсы, книги, тьюторы наконец.
Мы говорим о том, что планировать свое время – это драйв, что управлять собой – может быть интересным.
Что «слона можно есть по частям» (терминология тайм-менеджмента). Мы говорим о приоритетах и о том, что важное, но не интересное тоже можно и нужно уметь выполнять. Но так, чтобы расходовать на это лишь необходимый минимум ресурсов. Говорим о самомотивации.
Таким образом, уроки при таком подходе становятся лишь полигоном для саморазвития, элементом в общей картинке. Акцент же смещается на повышение навыков самоконтроля и управления собой.
Помочь ребенку найти себя, найти свои сильные стороны, свои зоны интересов, понять свои склонности
Не важно, будет ли ребенок делать уроки в школе, важно, чтобы в принципе ему было интересно жить и учиться – для себя.
Быть заодно с ребенком
Самая частая ситуация, с которой я сталкиваюсь – это, когда родители и ребенок на ниве уроков становятся по разные стороны баррикад. Родители выставляют требования, ребенок пассивно сопротивляется. Отказ от требований воспринимается родителями как педагогическое фиаско.
Долой требования! Вы не на войне, вы в одной лодке… Вы – проводник, штурман, коуч, друг.
Ваша задача – вместе найти решение проблемы под словом «надо» – найти внутренний интерес, обойти, поддержать, сделать это наиболее эффективно и экологично. Ребенка действительно может «вымораживать» тема полной бесконтрольности того, что происходит в школе, полного безволия. Какая уж тут мотивация, какой полет. Так дайте ему повод ощутить, что даже в такой организации, как школа он и только он отвечает за свое образование.