Мероприятие, объединившее педагогов, музейных работников и театральных специалистов, открыло новые возможности для работы с подростками через плейбэк-театр – методику, зарекомендовавшую себя как мощный инструмент развития эмпатии, преодоления страхов и сплочения в молодежных коллективах.
Открытые практики для открытого сообщества
Сессия «Школа – музей – театр» была посвящена нетипичным педагогическим методам и актуальным формам взаимодействия с подростками.
Участники обсудили роль театральных практик, обменялись опытом и узнали о применении плейбэк-театра как инструмента для развития коммуникативных навыков и создания благоприятного микроклимата в классах и на музейных площадках. Частью программы стали два плейбэк-перформанса от подростковых студий «Место историй» (Центр толерантности Еврейского музея) и «Ч.Т.Д.» (Детский центр Музея Москвы), дискуссии и хакатон.
«Хакатон – формат, на котором участники смогли обсудить не только задачи, но и ограничения в работе с подростками. В школе, в музее и в театре, конечно же, существуют свои особенности диалога с молодым поколением, но это не препятствие, а возможность “подсмотреть” формат у коллег, интегрировать его, провести творческий “апдейт”. У нас действительно получилось сформулировать новые идеи, которые можно реализовать на стыке индустрий.
Благодаря царившей на хакатоне атмосфере драйва и взаимодействия специалистов из разных отраслей, генерации идей, участники получили еще и мотивацию не останавливаться на достигнутом. И, конечно, что доставило нам как организатором отдельную радость, наметились реальные междисциплинарные проекты», – сказала Евгения Эльконина, методолог, эксперт Центра толерантности, куратор сессии «Школа – музей – театр».
О методическом пособии
Новое пособие «Театр эмпатии» стало результатом работы команды Центра толерантности, которая разрабатывала и тестировала упражнения, направленные на улучшение психологического климата в подростковых коллективах.
Сборник включает 49 упражнений, которые помогут педагогам и классным руководителям ответить с важнейшие психологические потребности подростков, такими как потребность быть услышанным, умение выражать себя и взаимодействовать с другими.
Пособие уже доказало свою эффективность, став надежным инструментом для педагогов, работающих с подростками в возрасте от 11 до 16 лет.
Каждое упражнение продумано с учетом возрастных особенностей, а сами занятия можно адаптировать под специфику школьных коллективов, интегрируя их в классные часы, тренинги, неформальные встречи и работу школьного театра.
«Метод плейбэк-театра и в целом методики социального театра, на которых основано пособие, создает пространство для самовыражения и развивает гибкие навыки.
В отличие от традиционных подходов, плейбэк-театр позволяет подросткам проживать эмоциональные ситуации на сцене, находить отклик в окружающих и учиться важным аспектам взаимодействия через импровизацию и обмен реакциями, эмоциями и мнениями», – пояснила Анастасия Киселева, психолог, режиссер, автор и ведущая тренингов для детей, родителей и педагогов, руководитель студии «Место историй».
Упражнения сосредоточены на преодолении страха ошибок, уверенности в своем голосе и готовности вступать в контакт с другими.
Как использовать?
Методическое пособие доступно для бесплатного использования всеми заинтересованными педагогами и организациями.
Скачать его можно по ссылке.
Центр толерантности приглашает всех желающих к экспериментам и диалогу как на площадке Еврейского музея, так и в пространстве партнеров.
Пособие создано при поддержке программы «Музей без границ» Фонда Потанина.