Городское образование // Статья

Школьные музеи: более 15 тысяч юных москвичей участвуют в создании выставок и экспозиций


Школьные музеи: более 15 тысяч юных москвичей участвуют в создании выставок и экспозиций
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

В столице прошла городская акция «Я поведу тебя в музей», приуроченная к Международному дню музеев. В ней приняли участие свыше 250 музеев школ и колледжей. Педагоги, школьники и студенты колледжей посетили музеи образовательных организаций и поучаствовали в разнообразных программах: экскурсиях, квизах, исторических играх, поэтических чтениях, концертах, интерактивных занятиях, встречах с ветеранами и другими интересными гостями.

В системе Департамента образования и науки города Москвы действует 1125 музеев различной направленности. Это военно-исторические, краеведческие, художественные, этнографические и научно-технические. В создании экспозиций участвуют более 15 тысяч юных москвичей. Развитием музейной педагогики в столице занимается Московский центр «Патриот.Спорт».

«Школьный музей в Москве – современная многофункциональная площадка для проведения метапредметных образовательных и воспитательных программ, а также проектный офис и центр поисковой, экспедиционной и исследовательской работы с детьми. Музеи постоянно развиваются и совершенствуются.

Только в этом учебном году в образовательных организациях открылось более 20 новых музеев: здесь реализуются краеведческие, исследовательские проекты, ребята изучают историю России, родного края, проводят конкурсы, квизы, тематические уроки, интерактивные программы.

Ежегодно в программах по музейной педагогике принимают участие более 500 тысяч детей», – рассказал директор Московского центра «Патриот.Спорт» Марат Кучушев.

Школьный музей – пространство, в котором дети и взрослые вместе работают над сохранением исторической памяти, укреплением традиционных ценностей. Так, в музее школы № 293 имени А.Т. Твардовского «Газета с фронта» дети создали экспозицию, посвященную формированию Ростокинского добровольческого батальона Московского народного ополчения в июле 1941 года. Для этого изучили в архивах материалы дивизионных газет «На защите Москвы» и «Вперед, на Запад!». Дети рассказали о боевом пути и судьбах героев публикаций – бойцов и командиров 3‑й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Ученики и педагоги школы № 185 придумали проект «Медсанбат № 275», целью которого было найти местоположение медико-санитарного батальона № 275 и братских могил в Холм-Жирковском районе Смоленской области. В музее школы № 654 имени А.Д. Фридмана дети организовали несколько программ, посвященных Великой Отечественной войне: «По зову сердца» – о московском народном ополчении, «Мужество жить» – о блокадном Ленинграде, «За Волгой для нас земли нет», «Они сражались за Родину», «Полевая почта», «В серой шинели рядового» и другие.

«Музей в нашей школе открылся 8 мая 1970 года. Он посвящен Великой Отечественной войне, и, прежде всего, солдатам 17-й дивизии Московского народного ополчения, в состав которой входил Люблинский рабочий батальон. Мы организуем походы, экспедиции по местам боевой славы дивизии, старшеклассники проводят занятия для младших школьников. Ученики живо интересуются историей тех лет, бережно хранят память о героических событиях прошлого. Только за последний год мы с ребятами создали несколько интерактивных программ – "Города-герои", "Подвиг народа", "Маленькие герои большой войны", "Родина и война глазами Константина Симонова". Мужество и героизм защитников Москвы являются достойным примером для патриотического воспитания молодого поколения», – рассказала руководитель музея Евгения Жегина.

Музей школы № 1522 имени В. И. Чуркина тоже имеет более чем полувековую историю. Дата его открытия – 6 декабря 1971 года – приурочена к годовщине контрнаступления Красной Армии под Москвой. Экспозиция рассказывает о боевом пути 155-й стрелковой дивизии 2-го формирования, который начался под Москвой, продолжился в тяжелых боях на Калининском фронте, Курской битве, форсировании Днепра, освобождении городов Украины от немецко-фашистских войск, боях за Венгрию и Будапешт и завершился в австрийских Альпах. В 2022 году музей стал победителем Московского городского образовательного проекта-конкурса «Памяти подвига Народного ополчения Москвы в битве за Москву» в номинации «Школьный музей Народного ополчения».

«Экспозицию помогали создавать ветераны 436 полка 155-й стрелковой дивизии, они предоставили музею редкие фотографии. Среди экспонатов – фрагменты амуниции и оружия солдат Красной Армии и Вермахта, в том числе редкие: фляги, пробитые пулей, учебник немецкого языка для Красной Армии, медицинские бинты, пропитанные кровью бойцов, и многое другое. Руководитель музея Дмитрий Сергеевич Чухров интересно рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, о каждом экспонате. Материалы нашего школьного музея вдохновили меня на исследование для конкурсной работы "Не прервется связь поколений". Мы с одноклассниками изучаем архивные документы, схемы, карты – узнаем много нового о нашей стране и Великой Отечественно войне», – поделился ученик 10 «Б» класса школы № 1522 Евгений Локшин.

17 мая, накануне Международного дня музеев, в школе № 1164 произошло знаменательное событие – состоялось торжественное открытие первого школьного музея СВО «Донбасс. Возвращение». Он создан при поддержке Музея Победы, Общественной палаты России и гимназии № 122 города Донецка – партнера школы № 1164. Несмотря на «молодость», школьный музей Донбасса уже завоевал свою первую награду – призовое место на московском этапе конкурса «Без срока давности», организованного Министерством просвещения России. В музее представлены экспонаты с передовой, личные вещи и артефакты военнослужащих и добровольцев, жителей ДНР и семей школьников гимназии № 122.

Школьники и студенты столицы под руководством педагогов активно участвуют в городских программах: «Музеи – детям», «Ночь в музее», «Я поведу тебя в музей». И в совместных проектах с Музеем Победы, Государственным историческим музеем, Музеем обороны Москвы, Музеем современной истории России, музеем истории Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, Главным архивным управлением города Москвы. Ежегодно Московский центр «Патриот.Спорт» проводит региональный этап всероссийского фестиваля музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности», посвященный сохранению и увековечению памяти о жертвах военных преступлений среди мирного населения, событиях и жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., региональный этап всероссийского конкурса активистов школьных музеев среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Россия – моя Родина».

Важная часть приобщения школьников к музейной культуре – проект «Учебный день в музее». Департамент образования и науки города Москвы и Департамент культуры города Москвы дают возможность школьникам 2-11-х классов и студентам колледжей изучать обычные предметы прямо в столичных музеях, где экспонаты становятся учебными материалами.

Занятия помогают расширить и углубить знания школьных предметов, продемонстрировать взаимосвязь учебных дисциплин и способствуют формированию навыков функциональной грамотности.

Оператор проекта – Городской методический центр.

Например, на уроке истории в Музейно-выставочном комплексе истории государственной службы ребята при помощи голографических вентиляторов учатся определять ранг чиновника XVIII века по его костюму, а на уроках математики и обществознания в Музее банка России постигают основы финансовой грамотности.

В московских музеях можно проводить занятия по разным предметам, а уроки включают задания базового и углубленного уровня. Так, в Московском зоопарке и Дарвиновском музее проводятся занятия по биологии и окружающему миру, литературе, русскому языку и математике.

В этом учебном году к проекту присоединилась 30-я площадка – центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. В его экспозиции школьники изучают географию, химию и биологию. Ребята узнают о космодромах и высокотехнологичных предприятиях, о вызовах, с которыми сталкиваются космонавты на орбите, а также проводят исследования. А недавно занятия в рамках проекта начали проводить на территории музея-усадьбы «Измайлово». Для учеников седьмых и восьмых классов подготовили образовательные материалы по истории, географии, математике и английскому языку.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube