Педагогика // Статья

О том, как привлечь в школу молодых специалистов, и о главном критерии хорошей школы


О том, как привлечь в школу молодых специалистов, и о главном критерии хорошей школы
Фото: 2023god.com

По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, начиная с 2016 года численность школьников возросла на 16,6%, в то время как учителей стало больше только на 0,5%. Дефицит педагогических кадров растет, особенно заметно сокращается доля учителей в возрасте 25–29 лет. Это говорит о том, что те выпускники педвузов, которые доходят до школы, работают там недолго, а потом устремляются на рынок труда в поисках лучшей доли. В то же время поступают на педагогические направления подготовки не лучшие выпускники школ и приходят работать по специальности не лучшие выпускники педвузов. Такое явление принято называть двойным отрицательным отбором. О том, как привлечь в школу талантливых молодых специалистов, размышляет директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий.

Есть дорога – иди в педагоги!

Часто в мире образования ставят в пример Финляндию, которая без значительных материальных вложений много лет лидировала по данным международных исследований. Что бы ни говорили сами финны и наши ученые, изучавшие их опыт, а подлинным фактором развития финской системы образования стало то, что поступить на педагогическую специальность в Финляндии очень престижно и сложно, а ещё сложнее устроиться учителем в школу. Туда отбирают лучших из лучших, то есть действует система двойного положительного отбора. В России в последние годы отмечается очень обнадеживающая тенденция: растет средний балл и конкурс в педвузы. Хочу отметить, что в этом вопросе и у нас в школе наметилась позитивная тенденция: несколько наших лучших выпускников получили педагогическую профессию и, закончив педвуз, вернулись к нам в качестве учителей. С радостью констатирую тот факт, что действительно грустный лозунг – «Нет дороги – иди в педагоги» – совершенно утратил свою актуальность, по крайней мере в нашем регионе. Расскажу, почему и как это произошло. Считаю очень важным зафиксировать этот опыт и надеюсь, что он будет полезен для коллег из других регионов.

«Папа, кажется, я буду педагогом!»

В Калининградской области действует яркий проект «Дети – детям», когда мы даём возможность нашим ученикам в рамках специально построенных форматов проводить уроки для младших школьников. Это по-настоящему интересно.

Приведу один пример. У нас учился мальчик из семьи предпринимателей. У его отца был крупный бизнес, и он отдал своего сына в нашу школу осознанно, так как искал сочетание высоких результатов с особенной атмосферой. Однажды папа мне позвонил и с шутливым возмущением сказал: «Что вы сделали с моим сыном?! Я был уверен, что он пойдёт по моим стопам, а он недавно приходит и говорит: “Папа, я сегодня провёл урок в классе. После этого меня окружили пятиклассники и сказали, что это был лучший урок в их жизни. Папа, кажется, я буду педагогом!”»

Льготы и обязательства

Такие первые профессиональные пробы позволяют выбрать свое место в жизни, а из участников проекта «Дети – детям» у нас формируются педагогические классы на старшей ступени, которые поддерживаются Балтийским федеральным университетом имени Канта и Министерством образования Калининградской области. Для них создаются специальные программы, организуются тренинги и лекции, их собирают на ярких, интересных площадках, таких как Центр развития одаренных детей (наш местный образовательный центр «Сириус»). Специалисты помогают им разобраться в премудростях психологии и педагогики. По окончании школы выпускники педклассов имеют возможность в рамках целевого приема поступить в университет, подписав договор со школой.

Таким образом, они получают не только льготы, но и обязательства отработать в школе. Но окно возможностей открывается не для всех, а только для лучших учащихся, окончивших школу с золотой медалью или получивших высокие баллы ЕГЭ.

Если студент последнего курса бакалавриата, поступивший в рамках целевого приема, начинает активно проходить практику в школе, ему назначается стипендия 15 тысяч рублей за счёт правительства Калининградской области. Затем, если молодой специалист приходит в школу, ему выдаются подъёмные в размере 200 тысяч рублей. И, проработав 5 лет, он получает сертификацию на приобретение жилья в объеме 2 миллионов рублей, что составляет практически половину стоимости квартиры в Калининградской области. Согласитесь, что это очень существенный стимул.

То есть создаётся целая система экономической поддержки молодого специалиста, сделавшего выбор в пользу педагогической профессии. Далеко не в каждой отрасли можно получить такие преференции.

Федеральные программы не решают системной проблемы

Да, есть федеральные программы, такие как «Земский учитель», но они рассчитаны на очень ограниченное количество участников. Там, условно говоря, чуть больше десятка земских учителей на всю Калининградскую область. При этом вакансий гораздо больше, и учителям приходится работать с перегрузкой, поскольку растёт детский контингент. Поэтому «Земский учитель» – это хорошая программа, но она не может привести к системному результату.

Самых положительных отзывов заслуживает программа «Учитель для России», но она охватывает лишь отдельные регионы, в число которых Калининградская область не входит. Радует то, что, отработав положенные два года, некоторые учителя принимают решение продолжить карьеру в нашем регионе и, в частности, в нашей школе.

Так что и эта программа нужная и важная, но тоже не решающая проблемы дефицита педагогических кадров.

Школа, в которую хочется вернуться

Поэтому главный вывод, который я сделал на основе собственного опыта, заключается в том, что школа становится школой, может быть, только тогда, когда она начинает самовоспроизводиться. То есть когда она сама выращивает, воспитывает для себя учителей. Когда выпускники школы возвращаются в нее, это означает, что у них остались добрые воспоминания о годах обучения. И они хотят вернуться и стать частью этого сообщества, продолжить свое пребывание в нем, но в другом качестве. Поэтому ключевым критерием хорошей школы, по моему мнению, должно быть количество учеников, вернувшихся в ее стены и продолжающих ее традиции.

Важно не только привлечь в школу молодых специалистов, но и помочь им адаптироваться в школе, создать условия для творческой работы и самореализации. Об этом я расскажу в следующей статье.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube