Кинорецензия // Статья

Травля учителя: как это было в советской прозе и кинематографе


Травля учителя: как это было в советской прозе и кинематографе

«Она любит в любую погоду медленно идти бульварами и думать. Или не думать, а просто идти. С ветки беззвучно сорвется лист, плавно покружит в воздухе и ляжет на песок дорожки. Клены льют желтый свет. В городе много кленов, оттого полна золотом осень...»

Повесть «Осень» Марии Прилежаевой впервые была напечатана в 1977 году в № 1 журнала «Новый мир», а в 1979 году – экранизирована. В главной роли двухсерийного фильма «Осенняя история» снялась Ада Роговцева, которая блестяще сыграла роль заведующей гороно (аналог современного Департамента образования). Режиссер Инесса Селезнёва смогла очень тонко передать все чувства героев, выстроить драматургию, которая держит зрителя до самого конца, а блестящим сопровождением этой истории является музыка композитора Алексея Рыбникова.

Начинается всё с обычного семейного утра: мама и папа собираются на работу, дочка-второклассница – в школу. Бабушка заботливо ухаживает за каждым: чай подольет, варенье подложит, и радуется успехам внука. Этим утром он завтракает вместе с семьей, ведь его из областного центра в небольшой городок прислали на первое серьезное «редакционное задание». Он – студент журфака и практикант в районной газете. Однажды он обнаружил письмо от учительницы одной из школ, в которой учился когда-то сам, и просится в командировку, чтобы провести собственное расследование. Ситуация, о которой пишет автор письма, учительница математики, неординарная – пожилую учительницу их школы вынудили уйти на пенсию, а ведь она – уважаемая учениками и коллегами, влюблённая в своё дело.

«Зачем тебе эта рутина?» – спрашивает главный редактор.

«Тут дело не в том, что нельзя терять высокое звание учителя, а тут вообще равнодушное отношение к человеку. Если пошлем в гороно, то оно пожурит директора, и всё останется как было», – отвечает практикант и... приезжает по адресу в письме, где и случилась эта осенняя история.

И вот за семейным завтраком сразу в начале фильма сын-журналист заявляет: «Журналистика – тут непосредственно можно помочь человеку», но на вопросы отца о цели приезда не отвечает, ведь его мама – та самая Анна Георгиевна, заведующая тем самым гороно, которую играет Ада Роговцева! Как быть молодому человеку, чтобы помочь беззащитному учителю, написать интересный материал и... не подвести свою маму, семью.

В первой серии перед нами открывается вся картина подлой травли учителя – немолодой, но интеллигентной и высокообразованной Ольги Денисовны: воровство тетрадей, кляузы, безосновательные обвинения, колкие замечания коллег, скользкие намеки про склероз и споры в учительской о ее манере ведения уроков. Один подобный спор показан в первой серии, когда директор школы зачитал вслух отрывок из сочинения ученицы Ольги Денисовны, в котором девочка аргументированно высказала свое отношение к Чацкому. Руководитель раскритиковал и самого учителя, и методы ее работы в присутствии других учителей, которые, разумеется, поддержали директора.

«Есть учебник, и там даны чёткие методологические указания о том, как трактовать тот или иной образ, и эти указания обязательны не только для учеников, но и учителей».

«Девочка в чем-то ошибается, в чем-то права, но она думает, по-своему думает. И разве методологические указания исключают воспитание в учениках своеобразия мышления?» – ответила учительница, ещё не понимая, что в отношении неё уже началась травля.

Да, на уроках и литературном кружке Ольга Денисовна учила своих учеников думать, размышлять, дискутировать, не бояться высказывать свое мнение, говорить и слушать. Но механизм уже был запущен…

В фильме много эпизодов, когда одинокая, опустошённая, раздавленная всей этой травлей учительница в пустой квартире вспоминает дни, когда она была счастлива. А это было только в школе, когда вокруг нее были ученики. Как она ходила с ними на экскурсии, как они ждали ее после уроков, чтобы проводить домой, как бывшие ученики подбегали к ней и зачитывали стихи, которые они учили на ее литературном кружке. Не секрет, что есть учителя, отдавшие свою жизнь работе: их дом – школа, их дети – ученики. «Жизнь когда полная, – как-то сказал сосед Ольги Денисовны, – когда в ней содержание есть». Да, содержанием ее жизни было каждый день видеть и слышать своих учеников, влюбленных в литературу и русский язык.

Последние 40 минут в фильме ярко показаны эмоции всех героев этой неприятной истории. Директор школы, как лев в клетке, мечется в своем кабинете. Он понимает, что его подставили, и думает, кого спасать на совещании в гороно: себя или того, кто отдал негласный приказ.

Учитель географии, в образе которой многие узнают себя, – ведь как просто встать на сторону руководства, где сила и власть, вместо того чтобы защитить несправедливо уволенного и беззащитного коллегу.

Молодой журналист разрывается между долгом и совестью: написать в газету разгромный материал и очернить мать или отступить и сохранить семью. Много разных образов показано в картине, много эмоций, очень важных и актуальных в сегодняшние дни слов.

Что же в финале? «Вы вернетесь в школу, Ольга Денисовна?» – вопрос, который остался без ответа, и каждый, кто стал очевидцем этой «Осенней истории», ответит на него по-своему.

Но дело даже не в том, что будет дальше. Важно отношение здесь и сейчас. Отношение каждого к этой ситуации. Еще в начале фильма журналист задает вопрос учительнице, которая и написала письмо в редакцию: «А чем вы могли ей помочь?». «Вниманием. Хотя бы вниманием», – отвечает она. Увы, как часто в нашей жизни мы бежим вперед, не замечая или не желая замечать того, что отстал, кто остановился, кто сошел с дистанции или замедлил ход! Почему? Не хотим тратить время, боимся оказаться в оппозиции?

В фильме мы еще раз видим, как мудры дети! Это они заставляют взрослых обратить внимание на странное увольнение Ольги Денисовны, это они не верят, что учитель ушла по собственному желанию, это именно они обвиняют молодого учителя математики в равнодушии к своей коллеге.

И именно этот разговор на уроке стал триггером этой истории.

Фильм «Осенняя история» вышел на экраны почти 45 лет назад, но тема и вопросы, которые он выворачивает наизнанку, актуальны и сегодня. Только сегодня вот таких фильмов не снимают. Таких, чтобы заставляли думать, переосмысливать, чтобы становилось или стыдно за свои поступки, или, наоборот, приятно на душе от доброго дела. Последнее куда лучше, поэтому давайте будет внимательны друг к другу.


Youtube

Читайте также в рубрике «Кинорецензия»

Новости





























































Поделиться

Youtube