вопрос-ответ // Статья

Нужно ли наказывать ребёнка, если он не встал во время исполнения гимна

(Если нет, то что тогда делать?)

Нужно ли наказывать ребёнка, если он не встал во время исполнения гимна
Фото: healer-beauty.ru

О чём сегодня говорят и думают родители? В чём они сомневаются? Что их тревожит? Находясь в перманентном поиске ответов на эти вопросы, мы регулярно заходим на родительские форумы и просматриваем родительские группы. На этой неделе нас заинтересовало сообщение мамы подростка, которое заканчивается вопросом: как наказывать ребёнка? Но тут особенно важен контекст, в котором этот вопрос задан. За ответом обращаемся к доктору психологических наук, академику РАО, профессору МГУ Александру Асмолову.

Публикуем текст сообщения мамы без изменений.

«Как вы знаете, в школах России ввели обязательное исполнение гимна и поднятие флага по понедельникам. Но оказалось, что дети будут только слушать гимн стоя. У меня есть сын-подросток, ему 12. Учится в 7-м классе. Под гимн выделили отдельный урок. Сегодня мне звонила классная, говорит, мол, ваш сын не встал под гимн России! Я его уговаривала, пригрозила директором, а он сидел с ухмылкой и не вставал, повлияйте на него. Думаю, стоит рассказать, что семья у нас патриотическая, я с раннего детства прививаю сыну любовь к родине и пресекаю различные попытки ненависти к своей стране. И не встать под гимн считаю неприемлемым! В СССР же вставали, когда гимн звучал, и ничего, ноги не отвалились! Да чтоб при СССР под гимн не встать, это, знаете ли, я даже не знаю, кем надо было быть! А сейчас что? Сегодня он не встал под гимн своей страны, а завтра он пойдет банк грабить? Тем более там же их не заставляют петь гимн, а только вставать, что, встать сложно, что ли? Как наказать ребенка?»

Не наказывать, а понимать!

Отвечает Александр Асмолов:

«Ключевая задача разного возраста, а особенно подросткового, – выделиться, привлечь к себе внимание, показать свою неповторимость. Иногда это происходит неадекватными средствами. Но наказание только усилит негативизм подростка как психологическую установку, присущую возрасту бури и натиска.

Даже сама интерпретация обычного эпатажа как идеологического феномена может повлечь за собой реальный рост оппозиционных настроений в мировоззрении мальчика.

Иными словами, если ребёнку в этой ситуации мама или кто-то другой будут приписывать идеологические установки: ты не патриот, ты против России – этим самым только превратит его в героя и толкнёт на этот путь. Он не встал во время исполнения гимна, потому что хотел, чтобы его все заметили, он не встал во время исполнения гимна, чтобы показать, какой он. Он мог бы так же реагировать на другие вещи, чтобы показать, что он не похож на других. Гимн здесь абсолютно ни при чем.

Что делать? Избегать ситуаций, провоцирующих «подростковый негативизм». Спокойно обсудить с подростком причины его действий, его мотивацию. Не наказывать, а понять!».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube