Слова «инновации в образовании» у многих ассоциируются с федеральными проектами и обновлением технологической инфраструктуры. Но поле инноваций намного шире, если под ними понимать любые методы работы, которые являются новыми для локального контекста. Они могут решать и специфические местные проблемы, используя для этого те средства, которыми располагает отдельная школа или сообщество.
Сотрудники Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ провели исследование низовых инноваций в Республике Дагестан, то есть таких проектов, которые организованы местными жителями или школьными работниками по собственной инициативе. На какие проблемы нацелены эти проекты? Как именно они их решают? Как они соотносятся с глобальными тенденциями в образовании?
Инновации для сохранения традиций
Инновации не по распоряжению сверху, а по собственной инициативе появляются, когда активный человек остро чувствует проблему или потребность местного сообщества. Республика Дагестан – один из регионов, в котором таких инициатив снизу много. Их запускают учителя и директора, книжные магазины, музеи, частные инвесторы.
Дагестан – самая многонациональная республика России. В ней живут несколько десятков разных народностей; одних только государственных языков в Дагестане 14. Сегодня традиции постепенно забываются. Многие активисты в образовании борются за сохранение культурного разнообразия, за то, чтобы обычаи и языки предков жили.
«У меня было желание организовать для детей, которые приезжают сюда учиться, небольшую ювелирную мастерскую для того, чтобы, как мы в селе, дети проходили курсы ювелирного ремесла, – говорит основатель образовательного проекта, сохраняющего национальные ремесла. – Но получилось так, что я начал собирать статистику и данные по другим национальным ремёслам, в том числе по балхарской керамике, кайтагской вышивке и так далее. Оказалось, что во всём городе отсутствуют такие образовательные точки по национальным ремёслам. Если детей не учат их национальному ремеслу, то следующим этапом оно вымрет».
Возродить интерес к традициям часто помогают технические средства и творческий подход. «Мы берем лезгинскую сказку, каждому ребенку выбираем героя из этой сказки. Ребенок делает с ним скульптуру, ковер и еще отрисовывает его в шлеме виртуальной реальности», – рассказывает основатель центра просвещения. Другие проекты используют новые технические возможности, чтобы поддержать общение на родном наречии, вызвать интерес к истории своего села и рода. Например, на базе книжных клубов проходят онлайн-встречи земляков, живущих в разных странах.
Поддержка горных сел
С помощью нововведений в образовании дагестанцы стремятся поддержать жизнь горных сел. Частные инвесторы строят там современные здания школ, открывают передовые центры допобразования, организуют пансионаты, чтобы дети могли учиться в родном селе, даже если родители работают в городе.
Сельские школы запускают новые занятия: например, изучение арабского языка, каллиграфии, программирования и 3D-моделирования.
«Собралась сельская диаспора – решила, что они не разрешат закрыть школу. Точно так же как и с нашей. Им жалко стало родное село», – объясняет инициативность местных жителей учитель горной школы.
Развитие навыков общения
Ряд новых проектов нацелен на освоение навыков, как технических, так и «мягких»: умение учиться, лидерство, навыки переговоров и самопрезентации, проактивный и предпринимательский подход. Основатель курсов ораторского мастерства поясняет, что жителям региона не хватает умения корректно и эффективно спорить: «Как убеждать людей в переговорах, дебатах, спорах, как вести конструктивный спор (...) – это сейчас в Дагестане большая проблема. Люди и в публичной, и в бытовой сфере не могут грамотно, конструктивно, полезно вести спор». Книжные магазины организуют интенсивы для детей и взрослых по развитию навыков коммуникации. Музей истории религий открыл свою арт-студию, а просветительский центр в горах – медиастудию с трехнедельными сменами. Другие летние лагеря развивают программирование, робототехнику, 3D-моделирование.
Другие низовые инновации заключаются в расширении методических подходов и новой организации учебной среды. Обычные уроки начинают включать в себя беседы, игры, совместное творчество.
Меняется физическое пространство обучения, оно становится более неформальным и креативным (например, вместо рядов парт ставят пуфики полукругом), способствует доверительному обмену идеями. В школах-пансионах и в городских школах полного дня учителя вовлекают детей за пределами уроков, развиваются наставничество и обучение в сообществе.
Выводы исследования
Глобальные тенденции приобретают конкретные очертания в местных низовых инновациях. Например, сегодня во всем мире считается, что образование должно помогать ученикам найти свою идентичность. Мы видим, как в Дагестане образовательные проекты помогают детям осознать себя через малую родину, историю предков.
Глобальной тенденцией является акцент на «мягких навыках» и компетенциях – а в республике инноваторы помогают развивать навыки конструктивного спора, работают над улучшением читательской грамотности детей.
Ученые говорят о важности равного и справедливого доступа к хорошему образованию – местные инвесторы строят новые школы-пансионы в горных селах.
Низовые инновации в Республике Дагестан развиваются как внутри формальной системы образования, так и вне её, давая начало новым центрам, школам, площадкам. Отследив области приложения усилий низовых инноваторов, можно выяснить, чего не хватает региональной образовательной системе как по содержанию, так и по инфраструктуре. А также понять механизмы вовлечения активных людей в развитие образования и масштабировать лучшие практики.
Более подробно с исследованием можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ.
Примеры других низовых инноваций – на сайте Конкурса инноваций в образовании.