Дети // Статья

Как превратить прожекты в проекты, а проблемы – в прибыль


Как превратить прожекты в проекты, а проблемы – в прибыль
Фото: YouTube

17 января во всем мире отмечается День детских изобретений, или День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day). Эта дата приурочена ко дню рождения американского ученого, изобретателя и дипломата Бенджамина Франклина, в 12 лет придумавшего ласты для плавания, которые надевались на руки.

От фруктового мороженого до медицинской диагностики

Число детских открытий велико, и многие из них имели большое социальное значение. Например, в 15 лет Луи Брайль (Франция) создал шрифт для слепых, в этом же возрасте Джек Андрак (США) изобрел прибор для диагностики рака. Это небольшой измерительный прибор, который в течение пяти минут определяет наличие или отсутствие болезни. Исключительность его состоит в том, что он, не потеряв в точности показаний, оказался в 168 раз быстрее своих аналогов и в 26 тысяч раз их дешевле.

Мы даже не подозреваем о том, что водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое, снегоходы и многие другие полезные в обиходе вещи – это тоже плоды научных изысканий подростков.

Отличились в этой сфере и российские школьники.

В 14 лет ученик седьмого класса одной из московских школ Дмитрий Резников совместно с Московским государственным медико-стоматологическим университетом разработал зубную щетку для космонавтов, не требующую использования воды.

В Казани 10-летний ученик четвертого класса Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» протез руки. Устройство работает на батарейке. Оно надевается на руку, может сжимать и разжимать пальцы, а также захватывать предметы. Сергей посещал кружок робототехники.

И таких примеров можно привести немало.

Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют технические устройства. Результаты их творчества делают нашу жизнь разнообразнее и комфортнее. Поэтому поощрение детских талантов – важная задача современных педагогов.

Познавательные подоконники и конструктор расписания

Это хорошо понимают в Школе будущего поселка Большое Исаково Калининградской области, где празднование Дня детских изобретений стало доброй традицией. В этот день в школе устраивают фестиваль идей, выставку проектов, выступления учеников на школьном радио.

Научному творчеству здесь уделяется особое внимание и создаются необходимые условия: на базе школы действуют научные лаборатории, технопарк, у каждого старшеклассника – своё расписание и тьютор для самоопределения, выбора профессии и жизненного пути.

Казалось бы, простые идеи, предлагаемые ребятами, позволяют решать накопившиеся в школьном быту проблемы. Показательный проект – лавочки на подоконниках. В большой школе, в которой обучается более 2 тысяч детей, лавочек всегда не хватает, и дети чаще всего сидят на подоконниках. Это было небезопасно и не очень эстетично и вызывало недовольство учителей. Но выход неожиданно нашелся.

Несколько лет назад ученица десятого класса Екатерина Пономарева предложила вариант, как переоборудовать подоконники в места для сидения – не только безопасные, экономичные, удобные, но и познавательные.

Потому что позже идею доработали и лазером выжгли на поверхности этих сидений разные формулы, мнемонические картинки и схемы – в зависимости от кабинета, напротив которого находится подоконник.

Другой ученик решил задачку посложнее. Он разработал электронный конструктор для формирования индивидуальных планов, благодаря чему значительно оптимизировал труд завучей, тративших неоправданно много времени на составление школьного расписания. Правда, ученик был непростой: он окончил IT школа Samsung (Калининград) в Центр развития одаренных детей. Свою разработку Семен Чупин представил на региональном конкурсе НТТМ, завоевав первое место, и в Обнинске на фестивале «Юность. Наука. Культура», получив диплом I степени. Программа была запатентована и теперь используется во многих школах.

Как валун стал региональной достопримечательностью

А вот пример того, как из детских увлечений и полученных знаний вырастают небольшие, но важные открытия. Порой они меняют жизнь не только одной отдельно взятой школы, но и целого региона. Так, один из старшеклассников Школы будущего Владислав Верета увлекся геологией и стал исследовать валуны в окрестных лесах. В процессе своих поисков он обнаружил самый большой камень Калининградской области величиной 16 квадратных метров. Он находится в окрестностях поселка Краснолесье на границе Калининградской области, Польши и Литвы. Причем этот камень не был обозначен на карте, его ценность как самого большого валуна региона мало кому была известна, и люди, оказавшиеся в этих местах, откалывали от него куски на память в качестве сувениров. Подростка не оставила равнодушной эта проблема, и он обратился с письмом к губернатору Калининградской области, в котором попросил провести экологическую экспертизу найденного им валуна. Благодаря усилиям подростка в Калининградской области появилась новая природоохранная территория – экологический памятник регионального значения. Валун стал достопримечательностью, он отмечен в путеводителях, ему посвящены брошюры, место его нахождения теперь посещают туристы.

Как проблема стала источником прибыли

Но вернемся к локальным школьным проблемам, требующим решения. Возле школы есть спортивная площадка, на которой каждый год появлялась большая лужа, мешавшая детям играть в волейбол. Один из старшеклассников, Александр Мицких, задумался о том, как избавиться от непрошеного «водоема». Для этого он тщательно изучил грунты и рельеф на злополучном месте и на основании своих инженерно-геологических изысканий спроектировал новую дренажную систему, позволившую навсегда осушить территорию спортивной площадки. Этот проект победил на трех всероссийских конкурсах, и в итоге компания «Coca-Cola HBC Россия» инвестировала в него более 100 тысяч рублей.

«Воду мы теперь собираем в специальный колодец и используем для полива и наполнения школьного фонтана. Таким образом, проблему мы превратили в источник прибыли – и социальной, и экономической», – рассказал Алексей Голубицкий.

По его мнению, очень важно перевести идеи подростков из прожектов в проекты, то есть дать им возможность реализоваться на практике.

Например, 10% школьного бюджета инвестируется в детские проекты: так были построены придуманные и просчитанные учениками парковка для велосипедов, 5D-кинотеатр, workout-зона, скейтпарк и «вертикализатор» – устройство, которое позволяет ребенку-инвалиду, передвигающемуся в коляске, принять вертикальное положение, свободно общаться со своими одноклассниками, не глядя на них снизу вверх.

«Мечта превращается в цель, когда есть описание проекта и смета. Поэтому я всегда прошу учеников как можно более убедительно оформить и презентовать свою идею, а после того как проект одобрен и найдены средства на его выполнение, важно помочь ученикам с воплощением своей мечты в жизнь. Так дети вступают в мир реальных отношений, в мир реальной экономики, где надо уметь эффективно кооперироваться и коммуницировать», – говорит Алексей Голубицкий.

У природы нет плохой погоды

И вот еще одна история о том, как использовать природные катаклизмы во благо человека. Ярким событием в жизни школы стало изобретение Энвером Курбановым дождевой энергетической установки.

Свою мини-электростанцию юный Кулибин собрал из подручных средств, и это устройство обошлось ему всего лишь в 80 рублей. Принцип работы системы прост: дождевая вода устремляется по водостоку на лопасти, созданные из пластмассовых бутылок, и заставляет вращаться велосипедное колесо. Кинетическая энергия преобразуется в электричество через небольшой генератор.

Для начала этот альтернативный источник энергии можно использовать для зарядки мобильных телефонов, но, по расчетам старшеклассника, его агрегат полностью окупит себя через пятьдесят два дождливых дня, когда начнет вырабатывать бесплатную и экологически чистую энергию.

Изобретением Энвера Курбанова заинтересовались эксперты Сколково, его проект был отмечен наградами Международной выставки научно-технического творчества молодежи Expo-Sciences Europe 2012, которая проходила в Туле.

По мнению Алексея Голубицкого, для подростков чрезвычайно важно публичное признание их заслуг и таланта – это повышает их статус в различных сообществах, и не только среди сверстников, но и среди ученых и представителей бизнеса. Ученики Школы будущего активно участвуют в различных научно-технических конкурсах, в том числе в номинации «Юное дарование» премии «ПРОФИ-Итоги года».

Публичная поддержка школьников в таких мероприятиях помогает им получить образование по любимой специальности в вузе, а затем построить успешную профессиональную карьеру.

Так были отмечены проект Артёма Шумилова по накоплению энергии от ветрогенератора; прототип резака пластиковых труб Валентина Сикорского; бионическая рука, созданная Денисом Астаниным, способная чувствовать температуру предметов, и многие другие работы.

«Дети могут менять этот мир к лучшему уже в школьные годы, но если рядом с ними оказывается понимающий взрослый», – убежден Алексей Голубицкий.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube