Качество образования // Тема дня

Отличать правду от лжи и отстаивать свою точку зрения: для чего современным школьникам необходимо критическое мышление?


Отличать правду от лжи и отстаивать свою точку зрения: для чего современным школьникам необходимо критическое мышление?

В ноябре 2021 года в 102-х московский школах стартовал проект «Осмысленное чтение». Задачи проекта и механизмы его реализации обсудили на межрегиональной семинаре, организованном Российской академией образования совместно Департаментом образования и науки города Москвы.

От «интеллектуальной карты» до «корзины идей»

Идея запуска такого проекта была продиктована самой жизнью и, прежде всего, тем колоссальным объемом информации, с которым сталкивается современный человек.

«Известно, что 30-40 лет назад перед ребенком проходило ежедневно около 500 сообщений от радиостанций и телеканалов, а сегодня – уже больше 15000. По мнению исследователей, такой объем информации можно приравнять к тому «Войны и мира» Толстого», – рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Наталия Киселева.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Наталия Киселева

«Сегодня ребята все больше находятся в таком нефильтрованном информационном потоке, в котором трудно вычленить правдивую информацию и понять, где фейк, а где правдивый факт. Вы прекрасно понимаете, что если выбирать между скучно написанной, но достоверной информацией, и привлекательным фейком, то, к сожалению, большинство подростков отдадут предпочтение второму. Поэтому обладание теми навыками и компетенциями, которые вырабатываются в рамках «Осмысленного чтения» очень важно для безопасности ребят, чтобы не повестись на откровенную провокацию», – отметил руководитель столичного Департамента образования и науки г. Москвы Александр Молотков.

Еще одна причина, послужившая триггером к старту проекту – это неумение детей анализировать текст: в прошлом году у выпускников 9-х классов возникли проблемы с решением практикоориентированных задач на ОГЭ по математике, потому что они не смогли соотнести с жизнью условия предложенных задач.

Поначалу проект «Осмысленное чтение» планировалось реализовать только в 5-7 классах, но потом было принято решение распространить его на все ступени обучения – от начальных до старших классов. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности.

Как пояснил директор Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы Андрей Зинин, цель проекта: развить критическое мышление и сформировать читательскую грамотность.

Директор Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы Андрей Зинин

Проект включает 5 модулей, направленных на обучение компетенциям, необходимых человеку, живущему в мегаполисе и не только.

В их числе не только чисто технические умения (читать в любой обстановке и управлять скоростью чтения), но и способность эффективно работать с разными текстами, концентрировать свое внимание на работе с информацией в условиях отвлекающих факторов и превращать текст в инфографику (рисунок, схему, таблицу, диаграмму).

В процессе обучения формируются такие важные навыки, как умение устанавливать причинно-следственные связи; уметь вести диалог, правильно строить монологические высказывания; поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника, аргументировать свои мысли и доводы.

Как подчеркивали специалисты, новая дисциплина ни в коем случае не заменяет литературу или историю, не ставит задачу научить литературоведческому или лингвистическому анализу, а использует классические международные и российские техники и приемы анализа текста, адаптированные под разные возрастные особенности детей.

Это «корзина идей», «интеллектуальная карта», «толстые и тонкие вопросы» и другие, подробно описанные на сайте.

Особенно интересен метод «Шесть шляп мышления», когда детям в процессе обсуждения предлагается примерить на себя разные роли: оптимиста, критика, генератора идей – в зависимости от цвета «шляпы».

Работа над текстом проходит в командном формате: ребята делятся на группы, каждая из которых высказывает свою точку зрения, а учитель выступает в качестве модератора.

«Ваш голос на Марсе будет звучать странно»

По словам старшего методиста Городского методического центра Ольги Ишимовой, материалы к занятиям составляли специалисты ГМЦ совместно с учителями 102-х пилотных школ, и отбор осуществлялся по самым строгим критериям: тексты должны быть интересными, познавательными, актуальными, соответствовать возрастным особенностям учащихся и, главное, верифицированными¸ то есть взятыми из проверенных источников, будь то книга, энциклопедия, детский журнал или интернет-ресурс. Предпочтение отдавалось научно-популярным и публицистическим текстам

Учитель начальных классов школы № 1520 имени Капцовых Манана Захаренкова считает, что для учащихся младших классов тексты должны быть посильными не только в плане содержания, но и соответствия техническим требованиям (крупный шрифт, небольшой объем), но ни в коем случае не примитивными, не скучными, а насыщенными новыми необычными фактами.

Учитель начальных классов школы № 1520 имени Капцовых Манана Захаренкова

Для учащихся начальной школы выпущен сборник «Словографика» Петра Скляра, в котором представлены пословицы в картинках. Детям предлагается сделать свои рисунки и таким образом осмыслить народную мудрость.

Педагогам и учащимся 5–11 классов предлагаются комплекты заданий, включающие в себя: справочную информацию о применяемой технике; алгоритм работы с текстом; текст для чтения; иллюстрации и инфографику, дополняющие содержание текста; дополнительные вопросы, связывающие содержание текста с программами учебных предметов. Все эти материалы размещены в Телеграм-канале «Осмысленное чтение» и доступны для использования как учителями из других регионов, так и родителями.

При этом, как предупреждают специалисты, многие тексты имеют ярко выраженную московскую специфику: они посвящены разнообразным фактам из истории столицы (археологические раскопки на улице Ильинка, Ростокинский акведук, создание природных мини-садов в Москве), поэтому педагогам из других регионов придется адаптировать эти тексты под свои местные особенности.

Разработчики проекта считают, что краеведческая тематика стимулирует желание детей вместе с родителями изучить достопримечательности столицы и таким образом не только пополнить свои знания новыми фактами и впечатлениями, но и укрепить семейные связи и традиции.

В то же время предлагаемые задания имеют и важную познавательную составляющую, так как содержат увлекательные научные факты из области естественных наук: это может быть рассказ о рыбах, которые умеют складывать и вычитать цифры или ответ на вопрос о том, почему ваш голос на Марсе будет звучать странно. И тут открывается простор для творчества учителя и возможность выстроить межпредметные связи.

Например, учитель истории, русского языка и литературы школы № 1532 Данила Савов предложил детям задачу из сборника «Занимательная физика» Перельмана о секретах чревовещания. Сначала вместе с детьми он провел лингвистический анализ слова «чревовещание», потом рассказал об искусстве горлового пения у разных народов, а потом попросил учеников нарисовать, под каким углом должен сидеть чревовещатель, чтобы аудитория не заметила, как он шевелит губами.

Учитель истории, русского языка и литературы школы № 1532 Данила Савов

По словам Андрея Зинина, в прошлом году был реализован пилотный этап проекта, в нынешнем – основной, а в будущем планируется дальнейшее развитие и совершенствование нововведения и лонгитюдное исследование на базе полученных данных. Уже сейчас в московских школах ежегодно проводятся мониторинги читательской грамотности учащихся, и материал накопился большой и интересный.

Проект как триггер колоссальных изменений

Эксперты – участники дискуссии в РАО – высоко оценили проект «Осмысленное чтение», считая его полезным, важным и достойным масштабирования в общероссийском масштабе.

Обозреватель отдела образования и науки «Комсомольской правды» Александр Милкус обратил внимание разработчиков на то, что 80% информации дети потребляют в форме видео, поэтому целесообразно включить в задания наряду с текстовым визуальный контент.

Эту точку зрения поддержал и академик РАО, первый проректор МПГУ Виктор Дронов.

«Мне кажется, те задачи, которые ставятся перед проектом – это фактически формирование правильного алгоритма ментального восприятия любой информации. Хотим мы того или не хотим, всё-таки видеопоток и видеоинформация давят, и многие социологи тоже говорят, что мы вообще возвращаемся к дотекстовой эпохе. Поэтому не надо противопоставлять эти виды, а надо их подавать в едином пакете и учить анализировать информацию комбинированных форматов», – отметил он.

По мнению ученого, осмысленное чтение – это главный фактор повышения качества образования и достижения всех тех видов результатов, которые прописывает ФГОС – не только предметных, но и личностных, и метапредметных, без которых дальше ученику будет очень и очень сложно».

Вместе с тем Виктор Дронов считает, что особая роль в этом проекте принадлежит учителям литературы.

«В старшей школе на уроках литературы не хватает психологического осмысления текста, потому что мы фактуру учим воспринимать, но не придаем значения тому, почему так ведёт себя тот или иной персонаж, как он иногда ловко манипулирует в разговорах и во взаимоотношениях с другими коллегами в той или иной ситуации. Возьмите того же Базарова. Вот вам яркий пример того, что он порой выступает в роли провокатора и сознательно обостряет ситуацию. Но тогда действительно литература становится не только элементом общей культуры, но и учебником жизни, потому что, если хотите, многие аспекты взаимодействия классических героев воспроизводятся и в нашей жизни. И ученик, особенно в современных условиях, должен понять, что им манипулируют и психологически, в том числе различного рода информацией», – подчеркнул ученый.

«Мы сегодня говорим не только о процессе получения знаний, не только об овладении новыми навыками, но о личностном психологическом развитии ребенка, о психологической составляющей информации, которую ребенок в первую очередь воспринимает, потом впитывает и переживает. Дух самопознания и саморазвития лежит в основе всех тех процессов, которыми богата наша современная школа», – член-корреспондент РАО, главный ученый секретарь Президиума, и.о. вице-президента РАО Виктор Басюк.

Главный ученый секретарь Президиума РАО, и.о. вице-президента РАО Виктор Басюк

Доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Толоконникова рассказала о том, как Интернет-зависимость современных детей мешает им погрузиться им в мир литературы.

«Интернет учит не читать тексты, а просматривать их, обрабатывая огромное количество информации, но не погружаясь в смысл. Проект как раз и призван сформировать навык именно вдумчивого чтения – по сути, он помогает растить ту самую интеллектуальную элиту, которая в дальнейшем будет способна воспринимать тексты и смыслы, поколение, которое будет способно прочитать Достоевского, Брехта, Джойса».

В дискуссию вступил народный учитель РФ, директор столичной школы № 548 Ефим Рачевский.

«Расхожее мнение о том, что современные дети – визуалы – это миф. Я в это не верю, потому что нет ни одного большого серьезного исследования на эту тему», – убежден известный педагог.

Также он опроверг и другой миф о том, что ребенок увлечен учебой только в 1–2 классах, а к концу 3 класса это увлечение проходит.

«Может, мы в этом виноваты? Дети приходят в школу с огромной жаждой познания, а мы ее начинаем гасить. Этот проект – великий триггер, способный без излишнего шума произвести колоссальные изменения в отечественном образовании», – считает Ефим Рачевский.

Директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко тоже вступила в спор с предыдущими выступающими.

«Поверьте, дети читали, читают и будут читать книги, при этом они много времени находятся в Интернете. Им приходится жить в мире, где всего много одновременно. Этот проект позволяет сделать шаг в сторону и поговорить, порассуждать, на другом уровне пообщаться и с ровесниками, и со взрослыми. Осмысленное чтение – это фундаментальный метапредметный навык, который помогает успешно осваивать все дисциплины школьного цикла», – считает она.

«Надо вернуть в школу реальную жизнь»

Научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко убежден, что без осмысленного чтения невозможно решать математические задачи, потому что 30% ошибок на ЕГЭ по математике у ребят, неудачно сдавших экзамен, связаны с тем, что они неверно прочитали условие.

Ярким примером может служить нашумевшая история с ОГЭ по математике, в который впервые включили практикоориентированные задачи на решение конкретных ситуаций.

«Готовясь к введению этой задачи в ОГЭ, мы провели массовое исследование школьников на пробном экзамене, и мы давали одну и ту же задачу по математике, но с разной длиной условия. Одним детям давали условие как в типичном учебнике по математике, где было всего две строчки: дано – найти. Дальше побольше, побольше. И в конце уже полстраницы текста. Так вот убывание линейное: чем длиннее условие, тем ниже процент выполнения. При этом в жизни никто тебе не будет рафинировать условия. Поэтому мы должны вернуть реальную жизнь в школу. Дети должны понимать, что это всё взаимосвязано. И в этом смысле проект является очень важным кирпичиком в построении моста между школой и жизнью», – подчеркнул Иван Ященко.

Проект «Осмысленное чтение» постепенно выходит за пределы Москвы, набирая все большую популярность. Происходит это благодаря его открытости и публикации материалов в упомянутом выше Телеграм-канале.

Как рассказал начальник управления образованием администрации г. Петропавловск-Камчатский Максим Гореликов, педагоги города внимательно следят за всеми образовательными инновациями, и это проект их особенно заинтересовал, тем более что, в отличие от многих других, он не требует дополнительных затрат и долгой предварительной подготовки.

«Сейчас мы в пилотном режиме хотим подключить к проекту ряд школ, которые изъявили желание, – сообщил Максим Гореликов. – Уже сегодня нам понятно, что проект решает важнейшую педагогическую задачу, помогая молодому человеку приобрести такой универсальный навык работы с любым текстом, который просто не позволит манипулировать его сознанием, который не позволит намеренно путать его, выдавая ложь за истину, суждение за факт, субъективную оценку прошлого за историческую правду. Это то, что не может сформироваться только на уроке литературы, где наши ребята имеют дело, в основном, с художественными глубокими и интеллектуальными текстами».

В заключение ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что «в содержании образования есть такие моменты, которые не поддаются простому запоминанию и воспроизводству».

«Для их понимания и освоения необходимо иногда попытаться разгадать позицию автора, иногда попытаться сравнить с тем, что уже говорилось на эту тему, выработать собственное отношение, поделившись им с одноклассниками, с учителями, с родителями дома, и это пространство общения, интерпретации, сравнения становится куда более важным, чем классическое освоение тех или иных знаний, той или иной фиксированной или неосмысленной информации. Поэтому, конечно, проект «Осмысленное чтение» следует рассматривать в ряду проектов, которые в самом деле делают очень серьёзную заявку на то, чтобы менять содержание образования и делать его более адекватным времени, более современным, вписывая во всё то поле образовательных реформ, которые в разных странах проводятся, которые направлены на то, чтобы содержание образования оживить, сделать его личностным, сделать его в самом деле усваиваемым и востребованным», – подчеркнул ученый.

Академик Российской академии образования, первый проректор МГПУ Елена Геворкян убеждена, что «для реализации этого проекта нам надо менять и технологию, и содержание обучения педагогов, потому что далеко не все из них сегодня справиться с этой задачей».

Но прежде всего, по ее мнению, следует проанализировать эффекты от реализации проекта и то, что не получилось на данном этапе, и в зависимости от этого менять подготовку учителей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube