Качество образования // Тема дня

От ПООП к ФООП, или Шаг к централизации


От ПООП к ФООП, или Шаг к централизации
Фото: stangercarlson.com

8 сентября в Госдуму был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации», который вводит федеральные основные образовательные программы (ФООП) вместо примерных основных образовательных программ (ПООП). 13 сентября законопроект был принят единогласно в первом чтении, а 14 сентября – во втором и третьем чтениях. На разработку поправок у народных избранников оставалось всего несколько часов. Правда, идея единого образовательного пространства, единых учебников и необходимость заменить «несовершенные», «неопределенные» стандарты, в которые не включено содержание образования, а есть только расплывчатые требования к условиям, структуре образовательных программ и результатам их освоения, витали в воздухе уже давно. И особенно настойчиво – в пору деятельности министра просвещения Ольги Васильевой (2016–2018 годы). Именно при ней были разработаны стандарты со строгой расчасовкой и жестким тематическим планированием, которые тогда остались на бумаге. Законопроект о едином образовательном пространстве «Единая Россия» вносила еще в 2015 году, но до принятия тогда дело не дошло.

И вот наконец пришло время полной победы унификации в образовании.

Стремление к совершенствованию

Как сказано в пояснительной записке, законопроект принимается «в целях совершенствования государственной политики в сфере общего образования».

Для усиления координирующей роли федеральной учебно-методической документации предусматривается введение единых для Российской Федерации федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования.

Школы смогут непосредственно применять ФООПы или отдельные компоненты ФООПа без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП.

При этом обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.

Для реализации единых образовательных программ вводится новый порядок разработки учебников – государственный заказ на разработку учебников (в комплекте с учебными пособиями) будет осуществлять Минпросвещения России.

Министерство будет утверждать авторский коллектив учебников. Исключительные права на учебники будут принадлежать Российской Федерации.

«Данный подход позволит выстроить в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества», – утверждают авторы законопроекта.

Переход школ на ФООП запланирован до 1 сентября 2023 года.

Поначалу предполагалось, что Министерство просвещения разработает и утвердит новые программы до 1 марта 2023 года, однако во втором чтении была внесена поправка, согласно которой дата переместилась на 1 января 2023 года.

Единообразие как решение всех проблем

Следует отметить, что забота о едином образовательном пространстве объединила представителей разных фракций, к дружному коллективу разработчиков присоединились также сенаторы О. Забралова и Л. Гумерова.

«Принятие данной инициативы закроет сразу несколько проблем, среди которых трудности перехода детей из одной школы в другую, связанные с различиями в существующих программах. Кроме того, при формировании заданий для ОГЭ по окончании 9-го класса и ЕГЭ по окончании 11-го класса будут учитываться только эти программы. Можно отказаться от репетиторов, которые сегодня необходимы, когда детей в школе учат одному, а на ЕГЭ даются вопросы, которые дети в школьной программе не проходили», – подчеркнул в своем выступлении один из авторов законопроекта единоросс Петр Толстой.

Председатель комитета просвещения Ольга Казакова убеждена, что с принятием этого законопроекта, «который направлен на формирование единого образовательного пространства, у нас появляется золотой стандарт качества знаний наших детей».

Объясняя, почему в «золотой стандарт» вошли именно предметы гуманитарного цикла, она отметила, что введение такой «прямой нормы защищает как раз те предметы, которые формируют молодого человека, готовят детей к нашим базовым ценностям, которые объединяют в конечном итоге наш большой многонациональный народ».

И здесь, по убеждению Ольги Казаковой, «вариативность, примерность, неопределённость наносят большой вред».

При этом, по ее словам, у школ остается право разрабатывать свои образовательные и воспитательные программы, но не ниже базового уровня, установленного ФООП, а выше – пожалуйста.

«Исключение вариативности вызывает опасения»

Несмотря на общее настроение в пользу принятия законопроекта, вопросов и сомнений у депутатов осталось немало.

Некоторые даже говорили о том, что «исключение вариативности вызывает опасения».

Что будет с профильным обучением, инновационными школами и уникальными образовательными программами?

По словам члена фракции «Новые люди» Максима Гулина, все будет в порядке, потому что «образовательная организация получает право на перераспределение часов, установленных в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения».

Проще говоря, уроки по музыке, ИЗО, физкультуре и другим дисциплинам, по которым нет экзаменов, будут замещаться предметами, по которым школьники сдают ГИА.

Поэтому не все коллеги Гулина разделяют его оптимизм.

Член фракции «Справедливая Россия – За правду» Яна Лантратова высказала тревогу по поводу того, что перераспределение часов может привести к сворачиванию таких предметов, как астрономия и физкультура, и важно, чтобы этого не произошло.

«Для этого и есть парламентский контроль. И я лично на себя беру ответственность, как член комитета Госдумы по просвещению, что буду рассматривать лично каждое обращение по этому вопросу, которое будет поступать в комитет», – заявила она.

Короткую дискуссию о вариативности резюмировал член фракции «Справедливая Россия – За правду» Федот Тумусов.

«Что мы понимаем под единством? – обратился он к парламентариям. – Единство в однообразии – это одно, но сила России – в единстве многообразия национальных культур и языков».

«Мы все вместе – многонациональный русский народ в понимании всего мира. Это уникальная формация», – заявила единоросс Ирина Яровая, по словам которой, «всем апологетам вариативности нужно подумать о том, что сегодня по факту ущемляются права детей, потому что ЕГЭ предъявляет единые требования к каждому ребёнку, поэтому и учиться они должны по единым программам и учебникам».

Дополнительных расходов не потребуется?

В зоне особого внимания депутатов оказался новый порядок разработки учебников.

Как будет определяться коллектив авторов-разработчиков? Будет ли подключаться к этой работе Российская академия образования?

Разъяснения дал министр просвещения Сергей Кравцов: «Авторские группы должны утверждать в Министерстве просвещения РФ. К разработке учебников привлекут специалистов из Института содержания и методов обучения РАО. Авторские права принадлежат государству. В дальнейшем дизайн и текст учебника размещается и может быть по заявке направлен в регион, который хочет для себя эти учебники приобрести. И дальше в рамках государственного заказа определяется тот, кто печатает эти учебники. Порядок утверждается Минпросом и согласовывается с Минюстом России».

Волновала депутатов и проблема финансирования учебников.

Так, депутат от ЛДПР Василий Власов не согласен с финансово-экономическим обоснованием законопроекта, в котором сказано, что его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.

«В данный момент в федеральном перечне 2153 учебника, включая специальные и обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ. По минимальным расчетам необходимый комплект учебников в 300 единиц только по авторскому вознаграждению обойдется примерно в 6 миллиардов рублей в год. Где деньги будет министерство брать?» – задал прямой вопрос Василий Власов.

Кроме того, денег может не хватить и у регионов, поскольку стоимость учебников растет ежегодно: по свидетельству Власова, учебник «Окружающий мир» для второго класса в 2010 году стоил 175 рублей, а сегодня почти 700 рублей.

Справятся ли регионы с такой нагрузкой? Ведь федеральный бюджет берет на себя расходы на разработку учебников, а закупаться они будут на средства регионов. И успеет ли министерство напечатать учебники к 1 сентября?

«Для введения новых учебников дается переходный период – 5 лет. Все это время будут использоваться действующие учебники, поэтому дополнительной нагрузки на бюджет не потребуется», – рассказал Сергей Кравцов.

По его словам, сегодня регионы тратят на учебники порядка 30 миллиардов рублей в год. После вступления в силу этого законопроекта эти суммы уменьшатся, потому что не надо будет тратиться на авторские права – это возьмет на себя РФ.

Особая тема – программы и учебники для детей с ОВЗ.

Коммунист Алексей Куринный задал вопрос, будут ли для этой категории школьников сформированы единые программы и стандарты, потому что сегодня они, по его словам, «какие-то такие расплывчатые и рекомендуемые».

Министр успокоил депутата, что закон распространяется и на детей с ОВЗ, а экспертиза учебников позволяет навести порядок и в этой сфере. А Ольга Казакова уточнила, что будут разработаны 26 ФООП по различным нозологиям для этой категории школьников.

Кстати, разработка и закупка данных учебников всегда происходила за счет федеральных средств по причине их малой рентабельности.

Не только единое содержание, но и равные условия?

Член КПРФ Нина Останина считает, что создание единого образовательного пространства – лишь первый шаг, а дальше следует увеличивать финансирование отрасли, в том числе сельских малокомплектных школ.

«Единое образовательное пространство – это не только программа, но и вся инфраструктура, – согласился Сергей Кравцов. – Сегодня по поручению президента реализуется большая программа капитальных ремонтов школы. У нас более 1600 школ уже отремонтированы в этом году, преимущественно это сельские школы и школы в посёлках. И уже порядка 12 тысяч сельских школ из 27 тысяч в рамках Национального проекта “Образование” обеспечены соответствующим оборудованием. Конечно, эту работу мы будем продолжать».

По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, «повысить качество образования и решить вопросы, связанные с материально-технической базой за счёт муниципалитетов, которые практически все дотационные, не получится».

Поэтому, по его словам, в ближайшее время планируется внести поправки в Закон «Об образовании» по переводу школ на региональный уровень.

Вперед, в прошлое!

Конечно, депутаты в ходе своего обсуждения не могли не затронуть тему воспитания, и как тут без ностальгии по советскому, которая, как не странно, не чужда и совсем молодым парламентариям.

Например, Яна Лантратова убеждена, что этот законопроект – «первый шаг по возрождению того лучшего, что было в советской системе, что разработала наша школа, чем мы гордились и что многие страны, которые сейчас показывают хорошие результаты в сфере образования, у нас переняли».

Ей возразил член фракции ЛДПР Борис Чернышов, по мнению которого, «на одних лозунгах про наше старое доброе прошлое и патриотизм далеко не уедешь», и любой закон окажется пустым звуком, если учитель не будет готов его выполнить. Для этого, по его словам, надо «навести порядок в формате подготовки учителей» и освободить их от рутинной работы.

Итак, закон принят.

Теперь Министерству просвещения предстоит большая работа по подготовке подзаконных актов, а школам – по переосмыслению инновации, вызывающей серьезные сомнения даже у тех, кто за нее проголосовал.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube