Образовательная политика // Комментарий эксперта

«Следует предусмотреть преференции для ребят, чьи профессиональные предпочтения лучше сформированы»


«Следует предусмотреть преференции для ребят, чьи профессиональные предпочтения лучше сформированы»
Фото: vuzopedia.ru

Мы спросили представителей вузовского сообщества, действительно ли так тревожна ситуация с приемной кампанией этого года. Поинтересовались, как они оценивают изменения в правилах приема в этом году, как они отразились на зачислении абитуриентов в их вузы и стоит ли их совершенствовать?

– Изменение условий зачисления накануне самого поступления – событие по меньшей мере странное. Одно дело – форс-мажор, но правила зачисления достаточно существенно изменяются практически каждый год, по крайней мере такое впечатление.

Подготовка к поступлению начинается при выборе профиля в старшей школе (а то и раньше), и заключительные два года в школе направлены практически полностью на поступление в вуз. И получается, что старшеклассники ориентировались на определенные правила два года – поступая в 10-м и переходя в 11-й класс. Они наблюдали, как поступают их старшие товарищи, выбирали определенные ориентиры, пытались понять «правила игры», а их поменяли, по сути, когда игра уже началась.

В то же время следует отметить, что существует ощутимо заметная группа абитуриентов, которые не ориентированы на определенное профессиональное направление и, используя свои права, подают документы в разные вузы на абсолютно разные направления. (Пример из личной практики: встречал абитуриента, поступавшего в Таможенную академию, Академию физкультуры и спорта, в МГУ и МПГУ.) Для этих ребят, как справедливо отмечено в статье, самое главное – «…не пролететь мимо бюджета совсем, а для парней – … не угодить в армию». Как один из результатов – процентом «дожития» студентов до выпуска у нас в стране трудно похвастаться: по данным статистики в среднем он около 80%, но боюсь, что это очень оптимистичные данные.

То есть отчисляется каждый пятый студент, и далеко не всегда из-за академической неуспеваемости, а часто вследствие неверного профессионального выбора, неприятия университетских ценностей и так далее.

Таким образом, во-первых, правила зачисления нельзя существенно изменять каждый год, это показатель определенной нестабильности.

Во-вторых, следует уделить внимание тому, как абитуриент распределяет приоритеты (и есть ли они?) и предусмотреть определенные преференции для ребят, чьи профессиональные предпочтения лучше сформированы, а значит, есть основания утверждать, что и к обучению в вузе они готовы лучше.

В-третьих, следует шире транслировать опыт предпрофессиональной старшей школы, которая становится открытой и выходит на прямое взаимодействие с университетами и работодателями. Это также весьма существенно отразится на верном профессиональном самоопределении и готовности к обучению в высшей школе по определенному направлению.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube