BIG DATA // Статья

Программирование с пеленок: когда дети перестают играть в игры и начинают создавать свои

  • 30 июня 2022

Программирование с пеленок: когда дети перестают играть в игры и начинают создавать свои
Иллюстрация: kotoff.net

Детям нравится играть на компьютере. А еще больше – уметь создавать собственные игры и предлагать их друзьям. О разнице подходов к обучению программированию людей разных возрастов рассказывает продюсер курсов в GeekSchool Ирина Разенкова.

Зачем детям программирование

Для многих родителей, испытывающих боязнь гаджетов, курсы программирования становятся спасением. Ребенок уже увлекся компьютерными играми, и его сложно от них отвлечь, так пусть делает что-то полезное, считают они. Это наиболее популярный запрос при старте обучения.

Другой популярный вариант: родители понимают перспективы IT-сферы и отправляют детей изучать востребованные навыки для освоения высокооплачиваемых профессий. Детям в целом освоение программирования с нуля дается гораздо легче, чем взрослым без опыта в IT.

На третьем месте – желание детей, которые интересуются IT. Родители поддерживают этот интерес и покупают курсы.

Обучение программированию прежде всего отлично развивает логическое и аналитическое мышление.

При написании кода программист идет к цели, говорит на одном языке с компьютером и будет понят только если код построен логично. Если две строчки будут перепутаны, программа или игра не будут работать. Включается аналитическое мышление, планирование.

Работает и проектное мышление. Курсы созданы с учетом практического подхода, студенты могут отработать полученные знания на практике, в своих проектах без использования готовых шаблонов. Для успеха важна четкая последовательность действий, декомпозирование задач и отслеживание их выполнения.

Если, создавая игру, ребенок потратит все свое время на проработку одного персонажа, игры не будет. Получится один герой без игрового мира. Поэтому параллельно студенты развивают софт скиллы, навыки тайм-менеджмента.

Разработчик-пятилетка, или когда лучше начать

Учиться программировать приходят дети с 6 лет. Некоторые родители приводят и 5,5-летних. Правда, таким малышам может быть сложно быстро овладеть компьютером: если ребенок нажал не ту кнопку, случайно закрыл окно или не сохранил проект, он может расстроиться и расхотеть заниматься программированием дальше. При подготовке курсов преподаватели учитывают эту особенность маленьких детей.

В младшем возрасте колоссальное значение имеет желание ребенка заниматься. Посещение курсов программирования не должно быть исключительно идеей родителей. Учащегося можно мотивировать, показав ему проекты других студентов, и помочь принять решение.

Наиболее комфортный возраст для старта обучения программированию 7–8 лет. Именно с этого возраста мы и берём ребят на курсы GeekSchool. Ребенок уже ходит в школу, сталкивается в своей жизни с компьютерами, что-то умеет. Он уже понимает, какие возможности открывают цифровые навыки. В этом возрасте проще заинтересовать ребенка программированием, если он сам играет в игры. На блочном языке Scratch он может сам создать собственную игру из готовых шаблонов. Язык – визуальный, печатать код на английском не нужно. Зато можно быстро собрать собственную игру и увидеть результат.

Дети в возрасте 7–9 лет достаточно чувствительны к своим неудачам, но их легко успокоить, привести в равновесие. Они чаще делают то, что предлагает преподаватель, чем дошкольники.

Дети 10–14 лет начинают ярко проявлять свою индивидуальность. В каждой группе обязательно есть подросток, который хочет показать себя, свою «взрослость» и силу, проверить преподавателя на прочность.

Преподавателю нужно найти баланс между соблюдением правил в группе и отсутствием давления на таких детей, подавлением их индивидуальности.

Возрастные особенности и нюансы

Детям 69 лет наиболее сложно усидеть на месте и концентрировать внимание на чем-то одном. Они совсем не могут заниматься тонкими материями вроде написания кода или дизайна. Это и не нужно в их возрасте. Подойдут небольшие проекты и задания на 20 минут или два-три урока. Очень важно, чтобы у деятельности был быстрый результат.

С 9–10 лет дети лучше понимают, что им интересно. Поэтому то, что их не вдохновляет, будет сделано левой пяткой. Они пока не понимают, что знания, полученные сегодня, обязательно пригодятся в будущем. Составитель курса должен постоянно им об этом напоминать, показывать результат, к которому они придут, когда освоят сложную теоретическую часть.

Подростки 14–17 лет наиболее осознанные, но больше сконцентрированы на окончании школы, экзаменах, поступлении в вуз.

Детям, которые много рисуют, фантазируют и придумывают, проще создать игру и проработать ее мир детально. При этом им будет тяжелее в реализации механик игры, в программировании. Детям с техническим складом сложнее придумывать детали и персонажей, но проще реализовывать идеи, которые подкинул кто-то еще.

Четыре популярных курса среди детей

– Программирование на Python. Это достаточно легкий выбор, если не знаешь с чего начать. После его изучения комфортно учить любой другой язык.

– Разработка игр на Unity. На этом курсе дети осваивают разработку на профессиональном движке и создают игры в разных жанрах по собственным задумкам.

– Разработка игр в Roblox Studio. Курс для детей 10–12 лет с простыми инструментами и широкими возможностями. Здесь можно за несколько уроков создать свой магический мир с драконами или интересную игру.

– Разработка в Minecraft. Дети обучаются программированию в знакомой для них среде, для них это комфортный переход от игр к разработке. Дети от 10 лет могут программировать в Minecraft на Python.

Старшеклассники также могут пройти курс «Разработчик» GeekBrains, освоить востребованную профессию или открыть бизнес в IT. Выпускники получают возможность пройти стажировку в крупной компании, получить диплом о профессиональной переподготовке.

Научиться создавать сайты можно как за несколько уроков, так и на отдельных курсах.

Например, на курсе по веб-дизайну можно создавать их с помощью конструкторов Readymag и Tilda. На курсе веб-разработки можно разобраться с языками разметок html, css. Так студенты учатся создавать сайты самостоятельно, без конструкторов, на это нужно шесть уроков или целый курс – в зависимости от сложности будущего сайта.

В зависимости от степени сложности курса на создание первого проекта у ребенка уйдет один-два урока. Он сможет сделать простую игру, в которой что-то будет двигаться. На более профессиональных курсах вроде разработки на Unity на создание игры потребуется уже около двух месяцев: автор проекта должен будет тщательно продумать персонажей, дизайн, механику, логику, сюжет. И только затем – запрограммировать. На этот процесс нужно время. Игру потом можно выложить в интернет, пригласить других пользователей сыграть в нее.

Ирина Разенкова,
продюсер курсов в GeekSchool


Комментарии детского психолога, игрового терапевта, преподавателя НИУ ВШЭ, МИП, РГГУ, соавтора курса «Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться» в Skillbox Александра Покрышкина:

«Когнитивные способности у всех детей развиваются индивидуально, можно встретить очень развитых и способных малышей. Однако, если мы говорим в целом, то в 69 лет объём внимания, памяти и концентрации действительно еще находится в процессе становления, что во многом связано с физиологическими особенностями развития нервной системы. Грубо говоря, объём жёсткого диска детей ещё недостаточно большой, поэтому занятия короткими подходами по 1020 минут для них обычно наиболее оптимальный вариант. Кроме того, в этот период времени они только учатся управлять своим поведением и расставлять приоритеты, но уже понимают, что такое результат, поэтому зачастую сильно расстраиваются, когда им что-то не удается.

В 910 лет у детей происходит качественный скачок в развитии, их мозг становится сложнее, они все больше и больше овладевают своим поведением и осваивают абстрактное мышление, но и это ещё несколько ограничено. Поэтому при создании и подборе какой-либо программы обучения важно опираться на то, что им самим интересно, в этом случае детям легче управлять собой и заниматься. Причём ребенок этого возраста уже легче справляется со стрессом и неудачами и может выдерживать более длительную нагрузку.

У подростков идёт активная перестройка мозга, возникают новые нейронные связи, отмирают старые. Сохранять спокойствие в этот момент детям может быть довольно сложно, хотя, безусловно, они уже более сконцентрированы и внимательны. Важно ещё и помнить, что это достаточно сложный период становления личности и самоидентификации. Дети этого возраста часто находятся в стрессе, одни замыкаются, другие, наоборот, пытаются проявить и показать себя. Иногда это трудно воспринимается окружающими, но это не вопрос выбора ребенка, а его состояние, в котором близким и преподавателям нужно проявлять сочувствие и помогать ему».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube