Экспертное мнение // Колонка

Олег Смолин: «Бюрократическое воспитание ещё хуже, чем его отсутствие»

19 мая, в столетнюю годовщину создания пионерской организации, Комитет Госдумы по делам молодежи внес на рассмотрение депутатов законопроект «О российском движении детей и молодежи “Большая перемена”».

Олег Смолин: «Бюрократическое воспитание ещё хуже, чем его отсутствие»
Фото: wallpaperscraft.ru

В пояснительной записке разработчики документа отмечают, что законопроектом предусматривается создание общественно-государственного общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи “Большая перемена”» (далее – Движение), цели которого весьма разнообразны – от участия в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи, их подготовки к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, достижений российской и мировой культуры», а также «развития у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями».

Деятельность Движения основывается на принципах добровольности, равенстве прав участников и учете их индивидуальных особенностей, открытости, непрерывности и систематичности деятельности Движения, а также ее преемственности по отношению к участникам Движения разных возрастов.

Участниками Движения смогут стать все дети с 6 лет, организацию воспитания и досуга которых буду осуществлять взрослые-наставники. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность участия в деятельности Движения некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением иноагентов. Принятие законопроекта, как заверяют его авторы, «позволит выстроить единую политику воспитания детей и молодежи в образовательных организациях, объединениях, движениях, сообществах и клубах, консолидировать и усилить поддержку, оказываемую детям и молодежи, повысить их общественную вовлеченность, выстроить непрерывную траекторию развития их на основе ценностей российского общества». В финансово-экономическом обосновании отмечается, что «принятие федерального закона «О российском движении детей и молодежи “Большая перемена” не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета».

Мы попросили Олега Смолина прокомментировать грядущие «большие перемены» в жизни юных россиян, которых еще принято называть поколением ТикТока.


– Я не думаю, что поколение ТикТока это хорошо. Я напомню, что тик-токеры и другие блогеры, сплошь и рядом собирающие миллионные аудитории, занимаются примитивизацией сознания, в том числе детей и молодёжи. Как человек, выступающий за полноценное образование, я этого поддержать не могу. Насколько я помню, оксфордские психологи неоднократно говорили, что если вы хотите дать ребёнку серьёзное образование, ограничивайте его присутствие в социальных сетях и ориентируйтесь больше на классические технологии. Мы помним, что крупные бизнесмены и основатели социальных сетей в отношении своих детей ровно этой же позиции и придерживались.

Насколько я понимаю, не только большинство педагогов старшего поколения, но и большинство родителей идею поддерживают, потому что современные дети разобщены. Скажу про ребёнка, за которым наблюдаю. Школьная жизнь практически почти целиком сведена к учёбе. И это в подростковом возрасте. Общих мероприятий, которые бы сплачивали ребят, почти нет. Не зря пелось в известной песне: «Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею». Книги почти нет, потому что в основном все сводится к соцсетям, дружба сведена к минимуму, общие песни тоже отсутствуют. Это, на мой взгляд, очень плохо для развития личности ребёнка.

Я думаю, что живое общение очень полезно для детей, и я, конечно, был октябрёнком, пионером, комсомольцем. Я думаю, что от этого в памяти осталось много хорошего. Помню, как мы хотели стать пионерами, помню живые дружинные сборы, пионерские костры, какие-то интересные мероприятия и прочее. Поэтому общую идею создания детского движения я, безусловно, поддерживаю. Что же касается законопроекта, то у меня к нему целый ряд вопросов.

Вопрос первый. Я хочу напомнить, что советская система была достаточно продумана. У ребят в разном возрасте разные запросы, потребности и интересы. Не случайно были отдельно октябрята – младшеклассники, пионеры – условно говоря, тинейджеры, и были комсомольцы – старшие подростки. Переход из одного статуса в другой означал какую-то ступень в жизни. И я не уверен, что если бы комсомольцы были объединены с октябрятами в одно движение, то это было бы правильно.

Второй вопрос к законопроекту – пожалуй, самый главный. Мы о реальном содержании движения узнаем только тогда, когда появятся подзаконные акты. Вообще, в последнее время Государственная дума, и иногда об этом говорит даже её председатель Вячеслав Володин, сплошь и рядом принимает рамочные законы. Основное содержание несут не сами законы, а подзаконные акты. Какими они будут, что называется, поживём-увидим. Но я вижу серьёзную опасность бюрократизации этого движения. С моей точки зрения, бюрократическое воспитание ещё хуже, чем его отсутствие. Потому что бюрократическое воспитание часто вырабатывает ценности, противоположные тем, которые провозглашаются его идеологами.

Мы, например, видим, что самоуправление в этом движении ограничено: руководители региональных движений будут назначаться сверху, если концепция законопроекта не изменится ко второму чтению. Понятно, что детские движения никогда не были абсолютно самостоятельными, но всё-таки по крайней мере и пионеры, и комсомольцы сами выбирали себе руководителей.

Так что идея правильная, но во что она выльется, мы поймём, когда появятся подзаконные акты, а, главное, когда начнется реализация закона на практике. Самое главное, как мне представляется, это внедрять идеологию живого образования, где в центре – учитель в широком смысле, от руководителя детского сада до профессора, и ученик в широком смысле – от дошколёнка до студента и аспиранта. Если получится живое детское движение – значит, всё будет хорошо. Если оно подвергнется бюрократизации, то хорошая идея реализована не будет.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube