Качество образования // Статья

Что изменит систему образования в ближайшие 5 лет

  • 26 апреля 2022

Что изменит систему образования в ближайшие 5 лет
Фото: proforientir42.ru

Изменение форм отношений между образовательной организацией и учениками в ближайшие несколько лет может стать главным шагом к повышению эффективности системы образования и использованию систем искусственного интеллекта в обучении.

В настоящее время нарастает отставание скорости развития сферы образования от других областей деятельности человека, и это связано с данными, точнее с отсутствием данных о реальных результатах образования. Работа с данными в образовании сегодня не охватывает данные о влиянии образования на успех человека, трудоустройство, качество жизни. Существующие методы работы с данными в образовании не позволяют анализировать сложные процессы изменений в жизни человека.

Установление связи между траекторией обучения и дальнейшей деятельностью, успехом обучающихся на данный момент реализуется на экспертном уровне в рамках отдельных исследований или на обобщенном уровне без конкретизации на уровне конкретного человека. Образовательные организации не имеют системных механизмов получения данных от своих выпускников, у выпускников нет мотивации делиться этими данными, механизмы передачи персональных данных о выпускниках от государства и работодателей в образовательные организации не налажены. Как развивается человек в его профессиональном, социальном, личном качестве на протяжении всей жизни, остается за пределами внимания образовательной организации, и эти данные не используются как обратная связь для улучшения функционирования организации и ее образовательных продуктов.

Ключевая причина носит не технологический характер. В устоявшемся общественном договоре между образовательными организациями и обучающимися ответственность образовательных организаций заканчивается в момент «выпуска».

Фиксация факта успешного обучения производится внутри системы образования на основании экзаменов и других форм оценки компетенций, а реальная способность выпускника к продуктивной деятельности и развитию не может быть предметом претензий к образовательной организации. Сложившаяся форма отношений делает для образовательных организаций работу с данными об успехе и деятельности обучавшихся невостребованной, а сбор и накопление данных за пределами процесса обучения и итоговой оценки становится неоправданно дорогой задачей.

Технологические предпосылки к изменению ситуации уже возникли. Мы наблюдаем стремительный рост числа образовательных организаций и платформ, которые создают и развивают свои продукты на основе работы с данными и технологиями искусственного интеллекта. Однако в большинстве своем эти решения используют данные о связке конкретных образовательных активностей и результатах оценки знаний и навыков внутри процесса обучения. Реальным изменениям будет предшествовать развитие новых моделей отношений в треугольнике «образовательная организация – обучающийся – работодатель». Их главная особенность состоит в расширении ответственности образовательной организации на результаты обучения (успешность человека в деятельности), оплаты обучения в зависимости от доходов обученного или доходов работодателя, пользующегося трудом обученного.

ISA и разделение ответственности за результат траектории развития

Изменение форм отношений между образовательной организацией и обучающимся уже началось. В последнее время, например, активно обсуждается и все шире внедряется механизм возмещения затрат на обучение за счет доли будущих доходов обучающегося (Income share agreement – ISA). Данный механизм имеет разные варианты реализации, в нем могут участвовать разные стороны, например, помимо обучающегося и образовательной организации это может быть кредитная организация и/или государство. Важная для целей создания системы обратной связи особенность – это прямая заинтересованность образовательной организации в достижении конечной цели развития человека, а именно его самореализации в профессиональной деятельности, получения им стабильного и превышающего заданный уровень дохода от этой деятельности. В этом случае в силу характера отношений с обучающимся образовательная организация будет иметь не только мотивацию к постоянному улучшению технологий подготовки человека для реальной деятельности, но и в большинстве случаев будет принимать непосредственное участие в процессе трудоустройства и начала профессиональной деятельности обучившегося, а также будет иметь доступ к достоверным сведениям о трудоустройстве, доходах обучившегося и проблемах, с которыми он сталкивается в начале деятельности.

Форма договора, по которому образовательная организация получает возмещение через доход обучившегося, может быть разная. В предельных случаях это может быть выплата определенной фиксированной суммы с рассрочкой, либо пожизненная выплата доли дохода от определенного вида деятельности. Одна из самых эффективных с точки зрения получения данных форм взаимодействия с обучающимся – это договор агентства занятости, когда организация берет на себя задачу постоянного развития человека и сопровождает его карьерный рост, предлагая варианты обучения и смены места работы. В этом случае у организации есть мотивация к поиску оптимальных карьерных траекторий, оптимальных образовательных возможностей и постоянный поток данных от обучающегося о его деятельности.

Важно, что образовательная организация в этих новых формах отношений выполняет новую основную функцию – совместное с человеком определение траектории развития и разделение рисков реализации выбранной траектории.

Сам процесс обучения либо предоставления доступа к образовательным ресурсам может при этом быть передан другим образовательным организациям, которые в свою очередь получают либо данные от базовой организации, либо только обратную связь в виде включения или невключения их продуктов в образовательную траекторию.

Деятельность как составляющая процесса развития

Наличие данных о трудоустройстве и доходе выпускника – сильное преимущество для образовательных организаций. Но этих данных может быть недостаточно для точной настройки образовательных траекторий, а период с момента обучения до трудоустройства остается длинным. Реальную способность к деятельности человек как правило получает, непосредственно занимаясь этой деятельностью, и большая часть компетенций, востребованных на рынке, появляется и проявляется именно через опыт деятельности. Данные о том, в чем обучающийся оказывается успешен или неуспешен при реализации деятельности, какие задачи он может и какие должен решать, какие знания и навыки при этом применяет, как процесс обучения помог ему соответствующие знания и навыки приобрести это те данные, которые необходимы организации для совершенствования своих образовательных продуктов, но которые можно получить только непосредственно из профессиональной деятельности обучающегося или обучившегося.

В последнее время стали появляться организации, которые работают на стыке деятельности и развития человека. Они на рынке услуг (например, в сфере ИТ-разработки) выполняют задачи аутсорса, при этом вовлекают в решение задач людей с разным уровнем опыта деятельности, в том числе и новичков из числа студентов и выпускников школ. В рамках деятельности реализуется передача компетенций, снятие барьеров к деятельности, совершенствование профессионального мастерства. Тот факт, что задачи реальные и за них организация получает оплату, обеспечивает актуальность требований к навыкам и знаниям и честную обратную связь для всех участников.

Организация имеет сразу несколько источников дохода – услуга на рынке решения задач, услуга подготовки для обучающихся, подбор кадров и команд для работодателей. Все источники дохода для организации. Источники дохода обеспечивают обратную связь, на основе которой происходит постоянное совершенствование методик и инструментов развития человека. Выявление любой проблемы, с которой сталкивается обучающийся, приводит к поиску способов ее преодоления – конкретный источник знаний, занятие с преподавателем, решение учебных задач. Накопление данных об успешных и неуспешных шагах такого преодоления проблем перехода в профессиональную деятельность позволяет создать условия для быстрой и эффективной подготовки каждого обучающегося. У такой организации цикл обратной связи сжимается с нескольких лет до нескольких часов, что позволяет развиваться максимально быстро.

Модель включения обучающегося в реальную деятельность может быть реализована непосредственно в образовательной организации (если у организации нет барьеров к получению доходов от разных видов деятельности) либо, наоборот, у организаций, изначально занимающихся бизнесом в соответствующей области, может развиваться функция образовательная.

Важно, что основными активами такой организации становятся данные о траекториях развития людей и данные о самих людях, которые прошли траекторию развития и могут быть вовлечены в решение задач, приглашены в качестве экспертов-преподавателей либо предложены работодателю как кандидаты на трудоустройство.

Наличие данных о своих подтвержденных компетенциях для человека становится выгодным, так как дает ему преимущества в трудоустройстве и обеспечивает доступ к разным видам профессионального вовлечения в деятельность. Это означает, что человек будет заинтересован в том, чтобы данными о своей деятельности делиться с организацией на протяжении длительного периода времени.

Актуальность перехода к новым моделям

Развитие описанных выше моделей, связанных с ответственностью образовательных организаций за итоговый результат обучения и с реализацией профессиональной деятельности в периметре образовательной организации, не исключает более традиционные форматы работы организаций с созданием образовательных ресурсов, реализацией образовательных курсов и программ. Однако деятельность таких организаций может для человека стать вторичной – для него важны будут отношения с той организацией, которая берет на себя ответственность за итоговый результат, разделяет риски, связанные с траекторией развития, и обеспечивает привлечение ресурсов для реализации траектории.

Ключевой вопрос – как скоро организации будут готовы массово предложить продукты с разделением рисков.

Сейчас такие предложения ограничены узким спектром траекторий подготовки (в основном это активно растущий рынок ИТ-специалистов), а итоговая стоимость обучения с заложенным в нее хеджированием рисков в несколько раз превышает стоимость обычных образовательных услуг. Однако те организации, которые начинают сейчас накапливать данные о траекториях развития и успехе обучающихся, получат существенные преимущества. Только у этих организаций появится реальный шанс использовать алгоритмы и данные, чтобы, с одной стороны, обеспечить персонализированные траектории для каждого обучающегося, а с другой – снизить риски реализации таких траекторий.

Можно предположить, что новые формы отношений с обучающимися в первую очередь получат распространение в обучении взрослых – тех, кто уже имеет высшее образование и хочет увеличить уровень своего дохода или сменить профессию. Но вместе с тем благоприятные условия есть и для категории студентов старших курсов и магистратуры. Выпускники заинтересованы в получении более высокого уровня дохода на старте без опыта работы, а университеты потенциально могут обладать по студентам данными об обучении в течение длительного срока, что снижает риски и делает продукт более доступным.

Василий Третьяков,
Екатерина Любимова и Федор Слюсарчук


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube