Персона // Колонка

Последний из могикан РО. Памяти Владимира Владимировича Репкина


Последний из могикан РО. Памяти Владимира Владимировича Репкина

Моя коллега Елена Вострогова сообщила в социальных сетях: «Сегодня ушёл мой дорогой Учитель – Владимир Владимирович Репкин. Он заснул днём и не проснулся. Светлая память…».

Владимир Владимирович Репкин любил называть себя просто «учителем». Если «У»писать с большой буквы, этого было бы достаточно. Хотя был он психологом и лингвистом. Учителя знают его как разработчика УМК по русскому языку внутри системы развивающего обучения (образования) Эльконина – Давыдова, который не всем из них давался легко.

Так и Давыдов говорил: система РО доступна любому ребенку, но не любому учителю. Но самое главное: теория учебной деятельности Эльконина – Давыдова, основа этой системы была, по факту, теорией Эльконина – Давыдова – Репкина.

Возникновение учебной деятельности в ее клеточных формах и развитие УД, природа и специфика строения учебных действий (в первую очередь, контроля), учебных задач разного типа, в их трансформациях и коренном отличии от не учебных (вот главный источник учительских трудностей и проблемы, которую постоянно решает ребенок в УД), источники мотивации к учению и своеобразие учебного целеполагания, конечно становление Субъекта УД – все это Владимир Владимирович Репкин. В своей последней книге «Теория развивающего обучения» В.В. Давыдов (1996) отдал должное его уникальному вкладу в их общее дело, который намного шире создания школьного курса русского языка по «Эльконину – Давыдову».

А что до языка – то еще Вильгельм фон Гумбольдт призывал бороться с эмпиризмом («интуитивизмом», по его выражению) в его усвоении.

Владимир Владимирович встал на путь этой борьбы и одержал в нем победу. Гегель говорил, что уже освоение ребенком грамматики родного языка – это первоначальное изучение философии. Ведь философия, по Гегелю – наука о мышлении. А усвоение грамматики – не заучивание таблицы грамматических значений, которую заучить невозможно. В грамматике языка упрятана способность к построению языкового обобщения, т.е. «скрытая» сила мышления. Ею и овладевает ребенок. В чем и содействовал ему В.В. Репкин.

Харьков, где Владимир Владимирович, начал делать «общее дело» в 60-х гг. вместе с остальным его подвижниками, стал при нем «второй столицей» РО, строительной площадкой школы будущего. А задолго до этого, в 30-е гг. – и родиной психологической теории деятельности, когда там обосновался А.Н. Леонтьев со своей легендарной группой. И это не случайно. Единственный фильм о РО «Дважды два равно икс» снят на Харьковской студии телевидения в классах харьковской «репкинской» школы № 17. Сегодня РО или то, что построено на его базе, – интернациональный феномен: образование по системе или в духе РО нашло своих продолжателей по всему Старому и Новому Свету. Даже на Гавайях есть школа, которая работает по-своему, но в логике развития учебной деятельности.

На события в Харькове наложился уход Владимира Репкина, последнего из могикан РО. И навсегда первого. Развитие продолжается.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube