Что происходит? // Статья

«Правильного решения ни у кого нет. Но есть позиции»

Как учителю разговаривать с детьми о «войне и мире»?

«Правильного решения ни у кого нет. Но есть позиции»
Фото: Яндекс.Дзен

Начиная с 24 февраля, наша жизнь разделилась на «до» и «после». Моральное напряжение в обществе нарастает, люди разделились на два противостоящих друг другу лагеря в зависимости от отношения к сложившейся ситуации. Труднее всего сейчас приходится учителям: ведь дети могут задать им неудобные вопросы.

Что думают по этому поводу наши эксперты?

«Задача педагога сейчас – давать возможность выговориться»

«Вне зависимости от того, какую позицию вы занимаете, думаю, что вы отдаете себе отчет в том, что ситуация очень тяжелая не только в экономическом плане, но и в педагогическом, – отмечает заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова. – Если вы хотите предостеречь детей, если осознаете всю серьезность ситуации, не старайтесь излучать уверенность.

Гораздо разумнее показать, что вы осознаете изменчивость ситуации, ее нестабильность и определенную непредсказуемость. Не готовые ответы на вопросы сейчас нужны, а понимание, что весь мир находится в замешательстве.

Правильного решения ни у кого нет. Но есть позиции».

«Переживания многих сейчас могут оказываться столь сильными, что задача педагога – скорее давать возможность выговориться и успокоиться, нежели заставить молчать или убеждать в чем-то», – подчеркивает Екатерина Асонова. (Полный текст статьи читайте тут).

«Если не можешь повлиять на события – стабилизируй себя изнутри»

В школах по всей России 1 марта прошли специальные уроки обществознания, на которых учителя должны пересказать школьникам 7–11-х классов доводы из выступления президента Владимира Путина о причинах «специальной военной операции» против Украины и осудить призывы к антивоенным акциям.

Однако не все педагоги воспользовались готовой методичкой, некоторые пошли своим путем. Например, заместитель директора по проектно-инновационной деятельности, учитель философии гимназии № 210 «Корифей» (г. Екатеринбург) Мария Калужская провела в начале занятия анонимный экспресс-тест для 11-го класса: в круге надо было обозначить собственные эмоции, которые идут изнутри; за пределами круга – эмоции и состояния, приходящие снаружи.

«Картина тревожная, хотя и вполне предсказуемая. Но около 15% подростков показали покой и позитив, хотя снаружи веют “враждебные вихри”», – констатирует Мария Калужская.

Она попросила своих учеников поделиться способами достижения собственного равновесия.

Их получилось всего пять: 1) фокусироваться на текущих повседневных делах; 2) не застревать в лентах новостей; 3) смотреть добрые фильмы с хэппи-эндом; 4) читать или слушать хорошие книги, музыку; 5) радоваться весне и вообще всему, чему можно радоваться.

«И ещё есть простой психологический принцип: если можешь повлиять на события – влияй; если не можешь – стабилизируй себя изнутри. Общая депрессия, обида и напряжение могут стать доминантами; в нынешних условиях это плохая тенденция, особенно если речь идёт о детях и подростках», – считает Мария Калужская.

Но тогда возникает вопрос: не воспитаем ли мы в детях отрешенность и равнодушие к окружающим вместо эмпатии и способности сопереживать чужому горю, не сформируем ли у них позицию «моя хата с краю»?

«Как философ замечу: иногда способность сопереживать при невозможности помочь и на что-то повлиять разрушает изнутри, – считает педагог. – И тут надо бы прийти к разумной пропорции: экологично то сопереживание, которое не вызывает внутреннего опустошения, а наоборот, придаёт силы. И, конечно, в такие времена следует формировать осознанность, над чем я сейчас и работаю с детьми. Эмоции – это первый шаг (потому что легко их определить): а почему мы чувствуем именно это? Как влияют эти чувства на нас, на окружающих, могут ли помочь/навредить? Стоит ли застревать в этих чувствах? Поможет ли рациональное осмысление?»

«Мы, люди, воспитанные русской культурой, можем жить только “миром”»

У словесников свой мощный инструмент – художественная литература, в том числе русская классика.

«В своем романе “Война и мир” Толстой писал, что земля, предназначенная для того, чтобы сеять и пахать, оказалась политой кровью. И у него каждая страница такая. Он, увидевший в молодости русско-турецкую войну, побывавший в Севастополе, не мог писать о войне иначе. Когда мы говорим о Толстом, мы говорим о мире. И после этого арестовывать за плакаты “Нет войне” в контексте нашей культуры – более чем странно», – говорит Заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.

Это только несколько примеров поведения в экстремальной ситуации учителей – людей, от которых, по большому счету, зависит наше будущее. Очень хочется надеяться, что большинство из них оправдают свое высокое звание и сумеют воспитать достойное поколение даже в таких тяжелейших условиях.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube