Качество образования // Статья

Образовательная сессия десятиклассников, или Как школьники осваивали экспертную позицию

  • 4 февраля 2022

Образовательная сессия десятиклассников, или Как школьники осваивали экспертную позицию
Иллюстрация: pixy.org

Педагогические «данетки», информационные буклеты, макеты, телеграмм-боты, цветочные пигменты, дизайн-проект по озеленению судов, интерактивный сайт школьного музея и многое другое стало продуктами исследовательских и проектных работ десятиклассников школы № 64 города Лесного Свердловской области на образовательной сессии. Она состоялась 22 января в атомклассе – открытом образовательном пространстве школы – участницы сети школ проекта «Школа Росатома».

Образовательная сессия была промежуточным, но очень важным этапом индивидуальной проектной деятельности старшеклассников.

Школьное расписание – ни школы, ни уроков!

«Корректировка расписания важна, нужна и, самое главное, возможна», – к такому выводу пришли десятиклассницы Дарья Колбина и Милана Гасанова, работающие над темой «Школа без стен и уроков».

Они задались вопросом: как совместить проведение стандартных уроков с необычными, непривычными для школы образовательными активностями.

Например, ввести в расписание экскурсию в музей народных промыслов как альтернативу уроку литературы на тему фольклора, а образовательный десант в Сбербанк – как погружение в реальную математику? Ввели – и вместо привычного, так называемого линейного, расписания предложили расписание нелинейное.

Обогатит ли эта новация образовательные возможности детей? Не превратится ли обучение в развлечение? Эти и другие вопросы задали эксперты юным исследовательницам. И те достойно держали удар.

«Аргументация своей позиции в разговоре со взрослым человеком, диалог, переходящий в острую дискуссию, – очень сложное дело, но это уместно на такого рода событии, где снимаются интеллектуальные запреты и ограничения, где правила обговариваются сообща, потому что дальше, как все понимают, нам не раз придется отстаивать точку зрения, доказывать, икать истину. Поэтому стоит учиться этому сейчас», – считает ученица 10-го атомкласса, участница образовательной сессии Дарья Колбина.

Интерактивный музей школы – топ или флоп?

Вопрос о воспитании современного поколения остается открытым. И характерно, что нащупывание его содержания и форм занимает не только педагогов, но и самих подростков. Кто-то придумывает и проводит социальную акцию, включившись в деятельность волонтерского отряда, кто-то изучает историю своего края по экспонатам краеведческого музея и рассказывает школьникам младшего возраста ее на образовательных экскурсиях. А вот ученики этого же 10-го атомкласса – Арина Шилова и Дмитрий Юдин – создали интерактивный сайт музея школы на платформе Tilda, чтобы все желающие смогли познакомиться с ее историей. Школе уже 65 лет. Сейчас десятиклассники записывают онлайн-экскурсии по школьному музею и оцифровывают фотографии.

«Будущее старшеклассников зависит от них самих», – считает десятиклассник Владислав Мирончук, представивший проект-исследование на тему «Реанимация школьных уроков».

В своей работе Владислав изучает и систематизирует наиболее занимательные методы проведения уроков иностранного языка, особенно для детей-билингвов. Ему были даны рекомендации от экспертов по доработке содержания об особенностях билингвальной среды.

Десятиклассник считает, что благодаря таким образовательным сессиям он сможет добиться высоких результатов в решении проектной проблемы.

«Самоанализ на такой сессии – это для меня лучший способ поиска верного пути в решении проблем», – убежден он.

Экспертные заключения специалистов позволили десятиклассникам выявить дефициты в содержании своих работ, творческая атмосфера сессии помогла продемонстрировать ораторские способности, а доброжелательная критика – составить собственный рейтинг оценки проектных решений одноклассников. Для них проба экспертной позиции была новой, и, как отметили сами школьники, интересной.

«Возможность составления рейтингов одноклассников поможет каждому из нас посмотреть на себя со стороны для исправления собственных ошибок», – уверена десятиклассница Милана Гасанова.

«Экспертиза выступления здесь и сейчас работает так же эффективно, как оценка внешних экспертов. Увидеть себя в рейтинге одноклассника, на мой взгляд, полезнее, чем услышать вполне ожидаемое мнение учителя, которое всё чаще отличается от мнения современного подростка», – считает Лев Татьянин, ученик 10-го атомкласса, участник образовательной сессии.

После события старшеклассники отметили, что промежуточная образовательная сессия помогла им не столько продемонстрировать свои результаты, которые, честно скажу, очень меня поразили, сколько попробовать себя в новых компетентностях:

«Я считаю, что навыки проектной деятельности очень нужны современным людям, потому что сегодня умение выстраивать свою работу на проектировании является отличительной чертой профессионала», – Даниил Сидоров, ученик 10-го атомкласса.

В заключение хочу привести список оснований рейтинга десятиклассников, составленный модераторами по итогам сессии:
  1. Способность признать свою ошибку.
  2. Активность и содержательность участия в дискуссии.
  3. Оригинальность предложенного решения.
  4. Презентационность (наличие и убедительность аргументов, примеров и т.д.).
  5. Умение доказать свою точку зрения.
  6. Умение слышать (понимать и принимать) рекомендации.
  7. Проговаривание (критический анализ) уже достигнутых результатов.
  8. Владение темой и способность ответить на вопросы.
  9. Уверенность в себе.
  10. Готовность что-то изменить и доработать в кратчайшие сроки.
  11. Отношение к работе не как к «мыльному пузырю».

Есть над чем задуматься, не правда ли?

Тимофей Колупаев,
корреспондент Медиамастерской «Формат 64»,
11-й класс, школа № 64, г. Лесной Свердловской область


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube