Министерство просвещения РФ представило удручающую статистику. Три четверти российских учителей получают оклад ниже прожиточного минимума – 12 800 рублей. С надбавками и переработками выходит в среднем 45 тысяч рублей в месяц. Но и это на 10 тысяч меньше, чем средняя зарплата в стране по данным Росстата. Могут ли дать надежду на будущее и веру в себя учителя, которые каждый день заняты выживанием?
Низкий оклад вынуждает большинство учителей работать на полторы или две ставки. Если педагог работает сверхурочно, а всё оставшееся время тратит на подготовку к урокам и заполнение отчётов, как можно говорить об индивидуальном подходе к детям и полной самоотдаче?
Да и об уважении со стороны детей. В итоге учителя выгорают и падают в голодные обмороки у доски, хотя мы не в блокадном Ленинграде.
Нам говорят: нет денег. Неправда! Деньги есть, но до учителей они доходят как вода в решете, через трансферты, субвенции и субсидии. На каждом этапе часть денег может потеряться.
Поэтому нам нужно создать систему прямого финансирования заработной платы учителя из федерального бюджета и ввести единый федеральный оклад – не базовый, а за учительскую ставку, 18 часов в неделю.
И, конечно, нужно определиться в приоритетах бюджетного финансирования. Может, пора «поджаться» в силовых расходах или в помощи банкам, крупным корпорациям и вспомнить об учителе?
Мы предлагаем и будем настойчиво продвигать идею введения единого федерального оклада учителя в размере 75 тысяч рублей. Причем выплачивать его нужно, минуя долгий ряд трансфертов «федерация – регион – муниципалитет – школа», напрямую учителю из федерального бюджета. Деньги на это в стране есть. Пора использовать их по назначению.