Качество образования // Интервью

Директор частной новороссийской гимназии: «Мы сами сделали себя чемпионами»


Директор частной новороссийской гимназии: «Мы сами сделали себя чемпионами»
Фото из архива Гимназии № 1 г. Новороссийска

На счету руководителя частного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» в Новороссийске – Заслуженного учителя Российской Федерации, отличника просвещения СССР, обладательницы медали «За заслуги в области образования» Татьяны Меркуловой – много смелых идей. И хоть в контексте времени они не всегда казались популярными, но спустя десятилетия принесли школе много побед, а главное – множество успешных выпускников.



– Татьяна Аветовна, примите поздравления по случаю очередного триумфа учащихся вашей школы на всероссийском конкурсе «Большая перемена»–21! Второй год подряд ваши ученики занимают верхнюю ступень пьедестала. Расскажите, что стоит за таким успехом?

– Здесь можно назвать такие факторы, как трудолюбие учеников и учителей, высокий профессионализм педагогических кадров. Дух здоровой амбициозности, если хотите. Очень важная составляющая победы – обладание «мягкими» навыками, как у преподавателей, так и у детей. Это умение делиться достижениями друг с другом, болеть друг за друга, помогать. Мы создали команду со своим характером, способную добиваться результатов в воспитательной, учебной, соревновательной работе и отдельно – в подготовке к ЕГЭ.

О педагогах чуть подробнее, пожалуйста.

– На сегодня из 82 учителей, работающих в школе, 21 человек – это наставники. Согласитесь, хорошая цифра. Вот на днях подходит ко мне группа преподавателей: мол, давайте сформируем на предстоящую олимпиаду «Флагманы России» не одну, а три команды! Я – им: «Уважаемые коллеги! Сколько ж можно? Давайте в этот раз остановимся на одной!» И что вы думаете? Если бы не мои рычаги воздействия, они бы все же добились своего. Решили – посылаем одну команду на «Флагманов России». Все же весной кому-то надо и в школе служить, а не ездить по городам и весям!

– Да, похоже, педагогам и ученикам вашей школы не сидится на месте. Вкус победы заразителен, не правда ли?

– В какой-то степени. Среди регалий последних лет – «золото» в мировом чемпионате WorldSkills в 2017-м и затем – в 2019 году.

– Все это здорово, но ведь не каждая семья может позволить себе отдать ребенка в частное образовательное заведение.

– Скажу вам так: 42 процента детей в гимназии обучаются бесплатно. Для частной школы, не имеющей бюджетной подпитки, наличие таких учащихся означает, что школа сама берется обеспечить им все.

Все победители и призеры олимпиад краевого и всероссийского уровней обучаются бесплатно. Такое действует в школе правило. Победители WorldSkills обучаются бесплатно. Ученики нашей школы побеждали во Всемирном робототехническом чемпионате VEX в США, трижды ездили в Китай на конкурсы по робототехнике и тоже привезли оттуда кубки и медали. Кроме того, есть особые категории учащихся, имеющих льготы – дети-инвалиды, дети военных, учителей. Каждый раз смотрю на сумму, сложенную из всяческих льгот и скидок, и страшно становится: как же мы будем вытягивать школьный бюджет? Плюсом является то, что победы в конкурсах – это возможность получать гранты. Денежные призы идут на оплату школьных нужд, модернизацию и современное оборудование.

– Как вы пришли к тому, чтобы открыть частную школу?

– Первые пятнадцать лет своей школьной деятельности я работала учителем английского языка. Получила значок «Отличник образования СССР». Чуть позже меня назначили руководителем методического центра при Управлении образованием Новороссийска. И тут я сказала себе: стоп! Мое ли это – продвигаться по карьерной лестнице? И почувствовала великое облегчение, когда сама же ответила на вопрос: «Да нет, конечно! Назад, в школу!»

Надо отдать должное моему супругу, он – так же как и я, педагогический работник, в то время был директором морского технического лицея в Новороссийске – и всегда поддерживал меня. Я рассказала ему о своих планах открыть свою частную школу. В СССР! Он лишь покачал головой: «Таня, ты с ума сошла».

– А потом?

– Потом я поняла, что надо делать школу для одаренных детей. Я хорошо знала, что чувствуют такие дети на уроках, где сидят 40 человек и где часто к таким детишкам приклеивается ярлык «ботаника». И тогда я еще больше укрепилась в мысли создать свою школу. Начинали с воскресной (светской, разумеется) школы. К нам пришли и лучшие преподаватели, и дети со всего города. А через год нам предоставили здание, и так появилась первая частная общеобразовательная школа в СССР. Число учащихся выросло до 270 в 1990 году. Сейчас у нас обучается более 400 детей.

– Тяжело было оказаться в роли первопроходца?

– Очень. Скрывать не стану. На многие вопросы мне удалось получить ответы, изучая образовательные системы других стран. Я познакомилась с опытом 15 частных школ мира. Во время общения с зарубежными коллегами я знакомилась с системой частного образования для инвалидов. И мы начали принимать к себе в учреждение детей-инвалидов. Первые 18 таких особых выпускников поступили в итоге в вузы. Мы справились!

– Как вы распознаете талантливых детей?

– Мы ведем детей с детского сада – очень важен фактор убыстрения развития талантов ребенка с возраста трех лет. У нас три дошкольные группы по 16 человек. В этих группах с трех лет изучаются иностранные языки, робототехника, преподаются танцы, информатика.

– Есть чувство морального удовлетворения?

– Несмотря на трудности, наша частная школа – это школа радости и для учителей, и для детей. Талантливые педагоги чувствуют себя как рыбы в воде, потому что имеют большой спектр применения своих способностей. Когда 10 лет назад нынешняя заместитель директора Наталия Алешина предложила заниматься робототехникой, мы сразу согласились. И тут же пришли к неожиданному выводу: какая же робототехника без английского языка? И дети стали изучать технический английский язык. Совместное творчество педагогов и детей привело их к победе в 2017 году на международном чемпионате WorldSkills в Абу-Даби. Наши юные дарования имели большое преимущество в составлении инженерной книги. Они отлично знали английский! И этот фактор помог им выиграть. На чемпионате к ним подошел эксперт-англичанин и попросил прокомментировать кое-какие места из инженерной книги. Когда ребята выполнили его просьбу, он был в таком восторге, что подарил нашим победителям шикарного робота! С каждого чемпионата ребята привозят призы – конструкторы и оборудование.

На конкурсе «Большая перемена» мы уже второй год подряд получаем 2 миллиона рублей за победу. Эти деньги используем для обновления кабинетов, например, в прошлом году открыли современный кабинет информатики, и семь наших учеников – победителей конкурса «Большая перемена» получили приз – миллион рублей каждый.

К разговору присоединяется заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии, тренер-наставник победителей мировых чемпионатов WorldSkills Абу-Даби–2017 и Казань–2019 в компетенции «Мобильная робототехника» (юниоры), наставник победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена» 2020 и 2021 годов Наталия Алешина:

– До «Большой перемены» мы участвовали в знаковом для нашей гимназии мероприятии – форуме «ПроеКТОриЯ». Учитель истории Елена Мельник и я дважды становились победителями конкурса авторских уроков – в 2018 и в 2019 годах. Каждый учитель, победивший в конкурсе, мог взять с собой на финал трех учеников, у которых имелись достижения в техническом и научном направлениях. Благодаря этим мероприятиям мы с ребятами уже стали одной командой. Когда стартовал первый сезон конкурса «Большая перемена», в нем приняли участие восемь старшеклассников и четыре учителя-наставника. Мы уже готовимся к третьему сезону «Большой перемены».

– Могли бы рассказать, как вы находите талантливых ребят и готовите их к конкурсу?

– Цель хорошего наставника – развить способности ребенка, готового к личностному росту. В робототехническом кружке у нас нет специального отбора детей: приходят те, кто просто хочет заниматься. Когда мы ввели в расписание робототехнику, то сразу заметили, что в формате обычного урока она не так интересна. Именно конкурсы вдохновляют детей работать. Мы перешли к соревновательному принципу, он превалирует и в других учебных дисциплинах.

– А что у вас с проблемой текучести кадров?

– Коллектив достаточно стабильный. Конечно, приходят новые люди, но относительно редко. Слаженная команда педагогов. В нынешнем году проводятся два крупных общероссийских конкурса: «Команда большой страны» – метапредметная олимпиада, где команда наших учителей дошла до финала в Москве, став победителем регионального этапа. Второй конкурс – это «Флагманы образования. Школа». Мы идем за новыми знаниями и впечатлениями, ждем ярких эмоций.

– Что мешает, по-вашему, другим школам стать такими, как ваша?

– Сейчас школы в Новороссийске строят большими – порой в них учатся одновременно 1500–2000 учеников. А значит, здесь меньше индивидуального подхода – не только у педагога в отношении ребенка, но и директора к учителю. Вот в чем корень проблемы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube