1 декабря в Москве состоялся межрегиональный круглый стол по развитию просветительской деятельности в России с участием филиалов и региональных отделений Российского общества «Знание». В своем интервью «Вестям образования» один из участников дискуссии – завкафедрой образовательного права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина Вадим Чеха рассказал о законодательных аспектах сферы просветительства.
– Каковы перспективы дальнейшего нормативно-правового регулирования сферы просветительства?
– Я полагаю, что на данный конкретный момент нормативно-правовое регулирование просветительства сформировалось как система, включающая необходимые структурные элементы. Во-первых, это изменение в федеральный закон об образовании в РФ, где содержится определение «просветительская деятельность», равно как и требования к осуществлению такого рода деятельности. Во-вторых, очень важный момент заключается в том, что постановлением правительства утверждены правила осуществления просветительской деятельности. В этом смысле можно говорить о том, что система регулирования просветительской деятельности на данный момент сформировалась по крайней мере в основных своих элементах. При этом ещё во многих сферах, на разных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, локальном и даже международном – уже были приняты нормативные и другие акты и документы, регламентирующие просветительскую деятельность в соответствующей отрасли деятельности – экологии, культуре, финансовой грамотности населения, правовом просвещении и в других. Но тем не менее нет предела совершенству.
– В каком направлении будет двигаться процесс совершенствования?
– Первое направление – дальнейшая систематизация существующего разноотраслевого массива. Второе – расширение круга возможных участников просветительской деятельности. Помимо урегулированного в вышеуказанных Правилах осуществления просветительской деятельности статуса организатора просветительской деятельности речь может идти, например, о лицах, спонсирующих просветительскую деятельность, и об авторах материалов, используемых в просветительских мероприятиях. Последние не являются непосредственными субъектами, осуществляющими эту деятельность, но выступают носителями авторского права. Таким образом, мы имеет другую, косвенную форму участия в просветительской деятельности. Иногда возникает проблема урегулирования отношений между, например, организатором и лектором или другими участниками данной деятельности. Также дальнейшие перспективы регулирования предполагают значительную роль так называемых «актов мягкого права»: рекомендательных писем от органов власти, которые не столько обязательны к исполнению, сколько разъясняют, направляют участников просветительских отношений и помогают им в осуществлении их деятельности.
– Многие участники круглого стола говорили о том, что не следует допускать излишнего зарегулирования этой сферы деятельности. Как вам кажется, какие запреты и ограничения, сегодня установленные, являются избыточными?
– Сейчас говорить о запретах и ограничениях не совсем, может быть, целесообразно, поскольку существующая система регулирования просветительской деятельности опирается на те ограничения, которые были сформулированы до вступления в силу в прошлом году изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ». А именно на тот момент уже действовал Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регламентирует оборот информации и требования к этому обороту. Согласно данному закону, не допускается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В этом смысле существующая система регулирования не привносит каких-либо серьезных новых запретов в эту сферу. Тем не менее может идти речь о том, что правила осуществления просветительской деятельности должны содержать, например, требования к информации о том, что она призвана содействовать взаимопониманию между людьми, между народами, формировать научное мышление.
И в этом смысле выступление заместителя генерального директора общества «Знание» Арсения Майорова очень правильно акцентировало внимание на том, что есть информация, а есть люди информированные и просвещённые. Поэтому, конечно, передача такого рода информации должна ориентироваться на сферы морали и нравственности, другие сферы, которые далеко не всегда могут быть урегулированы правом.