Образовательная политика // Тема дня

Потенциал просветительства: как прошёл круглый стол Российского общества «Знание» в Красноярске


Потенциал просветительства: как прошёл круглый стол Российского общества «Знание» в Красноярске
Фото: Вести образования

Участники мероприятия эксперты образовательной политики, педагоги, юристы и общественные деятели – поделились опытом реализации своих просветительских проектов и внесли предложения, касающиеся внедрения, финансирования и правового регулирования.

Просвещение как инструмент

Кризис современной системы образования во многом определяется тем, что замкнутая школьная система слабо реагирует на сигналы внешнего мира. Есть в этом и объективная причина – для того, чтобы изменения проникли в школу, необходимо, чтобы они прошли сложный механизм контроля и оценки самой структуры образования. Эксперт образовательной политики, научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский уверен, что, прежде чем научные открытия, исторические события, социальные перемены и произведения искусства станут частью «учебного предмета» в школе, пройдут годы.

Но ребенок живет не в вакууме, и помимо школьных стен у него сегодня есть неограниченный выбор источников знаний, ощущений, опыта и навыков.

Многим участникам круглого стола удалось провести большую, кропотливую и успешную просветительскую работу, и они готовы делиться своим опытом и размышлениями с общественностью. Сенатор РФ, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Любовь Глебова уверена в том, что сейчас очень важно понять, каким образом анализировать уже имеющийся опыт просветительства, прежде всего регионального, муниципального. Ведь просветительская деятельность – это реальный инструмент для достижения того результата, который заложен в государственной политике.

По её словам, сегодня развитие личности нужно рассматривать как результат взаимодействия инструментов обучения, воспитания и просвещения, всех источников знаний, независимо от их ведомственной принадлежности. «Это всё то, что мы называем словом “Образование” с большой буквы», – подчёркивает сенатор.

Родительский контроль Влияние родителей на дела образования

Сенатор Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Ольга Забралова отметила необходимость усиления родительского влияния в образовании. По её мнению, у родителей как у первых воспитателей своих детей должны быть чёткие представления о ресурсах будущей социализации, способах полезной самореализации, а также методиках и в целом о содержании образования. Поэтому просветительство – это не просто эффективный, а почти единственный механизм развития родительской грамотности. «Я бы назвала это повышением родительской квалификации, – говорит она, эти тонкие, разнообразные механизмы просветительской деятельности могут обеспечить осознанные действия родителей по влиянию на образование».

Сенатор считает, что противоречие в том, что без участия родителей в образовании невозможно управлять ни изменениями, ни текущими делами в школе и детском саду. «Это управление требует высоких скоростей, назовём это “гонки со временем”, и не только в целях личностного самостояния, но и в решении государственных задач, например, обеспечения технологического суверенитета страны», – считает Забралова.

Гонка со временем формирует задачу эффективного и интенсивного просвещения родителей, чтобы они стали сознательными сторонниками современного образования.

Ольга Забралова предлагает формировать и развивать широкую сеть родительского просвещения, поддерживать разнообразные попытки и проекты в этом направлении, создавая в итоге эффективный институт просвещённого родительского влияния на образование.

Обозреватель газеты «Вести образования», историк Владимир Бацын также убеждён, что без диалога просветительская деятельность развиваться не может. Потому что родители – единственные, кто может естественно связать внешний мир, внешнюю по отношению к школьной жизни часть социокультурного ландшафта и саму учебную жизнь детей; иногда родители лучше всех представляют, что нужно школе.

Не бояться и иметь внутреннее обоснование

Просветителям, участникам круглого стола, удается быть активными деятелями в образовании, о чём свидетельствовали их яркие кейсы. Так, режиссер, руководитель красноярского театра современного искусства «Этти Дети», организатор фестиваля «Театральный перекресток» Евгений Крайзель, рассказывая о своем фестивале, называет его точкой, в которой дети и взрослые могут встретиться в живом творчестве. «Мы не воспитываем актёров, а формируем творческого человека, – говорит эксперт, интеллектуально и духовно развитого, думающего, открытого новому опыту! Театр является уникальным видом искусства, где у ребенка вовлечено в работу все – и мозг, и тело, и душа! Поэтому здесь очень важно, кто занимается с детьми театром, кто формирует у него вкус, какие требования предъявляются к нему и по каким законам строится творческий процесс».

Предвосхищая вопрос об источниках финансирования, режиссер советует посмотреть в сторону грантов, не бояться заявляться на них и иметь внутреннее обоснование своей деятельности.

Директор движения КВН Красноярского края, руководитель Открытой школьной лиги КВН Красноярского края «Сибирь Молодая», Региональной лиги МС КВН «КВН на Енисее» и Центральной лиги МС КВН «Азия» Светлана Неделько убеждена, что просвещаться и обучаться можно и нужно в игре. Ведь когда ты играешь – ты учишься.

По словам Неделько, КВН помогает стать успешным человеком. Выступлению на сцене предшествует огромная работа: нужно быть автором, актёром и уметь работать с реквизитом. А ещё – уметь шутить, а хорошие шутки получаются только у образованных людей.

Просветительская деятельность с точки зрения законодательства

Главными элементами регулирования системы просветительской деятельности является закон об образовании в связи с изменениями, внесёнными туда, и постановление правительства от 01.07.2022 года о правилах осуществления просветительской деятельности, рассказывает заведующий кафедрой образовательного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук Вадим Чеха.

Сегодня можно говорить о сформировавшейся конструкции регулирования просветительской деятельности.

Первым главным существенным признаком с точки зрения законодателя является то, что деятельность осуществляется вне рамок образовательной программы, и это удачный ход законодателя.

На неё не распространяются требования, предъявляемые к образовательной деятельности, а именно: наличие лицензии на образовательную деятельность, наличие разных элементов, начиная от помещения, заканчивая педагогическими работниками с соответствующими квалификационными требованиями. Эта деятельность направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций. Осуществляется она в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека, удовлетворения его профессиональных потребностей и интересов. Просветительская деятельность должна затрагивать отношения, регулируемые федеральным законом об образовании РФ и иными нормативно-правовыми актами. Чеха отметил, что термин «должна затрагивать отношения, регулируемые федеральным законом об образовании» – это очень широкий круг отношений, которые невозможно чётко классифицировать, дифференцировать. Тем не менее, конструкция сформировалась.

В зоне ближайшего развития

Просветительская деятельность, как показал анализ практики и опыта региональных коллег, обладает огромным образовательным и особенно воспитательным потенциалом.

Чтобы этот потенциал был органично вписан в образовательную политику, необходимо придать ей институциональную форму. То есть найти такой формат программы, который бы был адекватен преимуществам просветительской деятельности.

По мнению участников круглого стола, проблематика анализа опыта и практик просветительской деятельности в том, чтобы дать возможность детям, особенно подросткам, получать воспитательные и учебные результаты через привлекательную просветительскую деятельность. А система должна научиться «зачитывать» эти результаты.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube