Образовательная политика // Новость

Эксперты дошкольного образования предложили изменения в новый проект Федеральной образовательной программы


Эксперты дошкольного образования предложили изменения в новый проект Федеральной образовательной программы
Иллюстрация: fool.com

Новый проект федеральной образовательной программы дошкольного воспитания был опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов. Документ разработан в рамках курса Министерства просвещения на унификацию всех образовательных программ и создания на каждом уровне обучения единой рекомендуемой версии программы.

Рабочая группа ведомства совместно с сотрудниками Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» предложили целевые ориентиры «возможных достижений» в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии для каждого возраста. Особое внимание создатели программы уделили «формированию основ гражданственности и патриотизма», любви к Родине. Документ затронул даже перечень литературных и мультипликационных произведений, рекомендованный для дошкольников исходя из предлагаемых задач.

Однако члены ассоциации «Наше детство», в которую входят авторы практик и программ дошкольного образования, обнаружили в проекте ряд формулировок, идущих вразрез с Федеральным государственным образовательным стандартом в области дошкольного образования, в основе которого лежит культурно-историческая теория нашего великого соотечественника Л.С. Выготского, и данными психолого-педагогических исследований.

В частности, кандидат педагогических наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, член ассоциации «Наше детство» Ольга Шиян отметила риск будущего засилия в саду школьных образовательных форматов:

«Значительное время рекомендуется проводить в формате занятий, что противоречит ключевым целевым ориентирам ФГОС ДО – развитию самостоятельности и инициативности детей, создает риск поддержки школьных образовательных форматов, не соответствующих особенностям дошкольного возраста».

Строгая фиксация содержания образования нарушает принципы вариативности и индивидуального подхода в дошколке и входит в противоречие с целями программы и положениями Федерального государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования, такими как «учет возрастных и индивидуальных особенностей детей» и «развитие инициативности, самостоятельности и ответственности».

Кроме того, проект делает фактически невозможным использование таких программ дошкольного образования, как Монтессори, Реджио, Вальдорф, ПРОДЕТЕЙ, «Сообщество», «Открытия».

Это нарушает принципы вариативности образования и сотрудничества с семьей, у которой могут быть запросы на конкретную методику.

В свою очередь, требование для педагогов о создании отдельных рабочих программ образования и воспитания увеличивает количество бумажной работы, но не влияет на качество взаимодействия с детьми.

По итогам обсуждения эксперты ассоциации «Наше детство» направили в Общественную палату РФ официальное письмо с просьбой пересмотреть спорные положения проекта и внести корректировки. Ведь этот документ напрямую влияет на жизнь детских садов, работу каждого педагога дошколки и на будущее детей.

Больше внимания эксперты предложили уделить поддержке инициативы детей и построению образовательной деятельности на основе их индивидуальных особенностей, превращая каждого ребенка в полноценного субъекта образования:

«Без такой поддержки невозможно подготовить детей ни к современной школе, ни к современной экономике знаний, предполагающей субъектную позицию, умение совершать осознанный выбор», – считают эксперты.

Члены ассоциации «Наше детство» считают целесообразными мерами опору на существующий ФГОС ДО, смещение внимания с возрастных ориентиров на индивидуальные возможности ребенка, отказ от унификации программ и замену «школизации» на активное применение в садах игры как ведущей деятельности.

Рекомендуется также предоставить большую свободу педагогам и организациям в подборе содержания образования, уделить больше внимания понятию «развивающая предметно-пространственная среда», о котором сейчас в документе лишь вскользь упоминается.

За основу Федеральной образовательной программы дошкольного образования педагоги предложили взять действующую в настоящее время «Примерную основную образовательную программу дошкольного образования», прошедшую экспертную оценку и принятую на УМО Министерства просвещения Российской Федерации.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube