Педагогика // Тема дня

«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться»


«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться»
Фото: rgdb.ru

С 7 по 12 ноября в Москве проходит IX Педагогический форум «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация». Организаторы форума – Корпоративный университет московского образования и Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Одно из мероприятий форума было посвящено новой и малоизученной теме – реверсивному наставничеству. О том, что это означает, рассказывает в интервью «Вестям образования» автор исследования на эту тему, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, доктор педагогических наук, модератор секции «Реверсивное наставничество» Ольга Мачехина.

– Расскажите, пожалуйста, почему Вас заинтересовала эта тема и как следует понимать сам термин «реверсивное наставничество»?

– Тема реверсивного наставничества рассматривается не очень давно в отечественном образовании, хотя прецеденты существуют уже более полувека. Мы привыкли к традиционной модели наставничества в образовании, когда опытные возрастные педагоги берут на себя ответственность за то, чтобы ввести в профессию молодых коллег, которые недавно закончили вуз или работают небольшое количество времени. Они делятся с ними методическими идеями, организационными форматами. Но нередко так получается, что молодые педагоги тоже наработали какой-то педагогический опыт – например, вожатыми в летних лагерях, во внешкольных организациях. Соответственно, они могут поделиться какими-то особенностями восприятия поколения, у которого иные ценности, иные традиции. Это и есть реверсивное наставничество – когда молодые педагоги передают свой опыт коллегам со стажем. И с точки зрения теории поколений я в своём исследовании начала рассматривать этот вопрос, поделилась с учителями столичных школ, и это вызвало большой интерес.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем заключается эта теория, и как она реализуется в школьных коллективах?

– Существует так называемая теория поколений, основоположниками которой являются американские исследователи Нейл Хоу и Уильям Штраус. В 1991 году они разработали концепцию, основанную на различиях в философии людей разного возраста и выпустили книгу «Поколения» (англ. «Generations»). Теория поколений – это подсказка для тех, кто хочет, но не совсем чётко представляет, с чего начать общение и как себя вести с людьми разных возрастов. Итак, рассмотрим характеристики людей, относящихся к разным поколениям на примере межпоколенческого взаимодействия в пространстве средней общеобразовательной школы.

Поколение «бабушек и дедушек» – бэби-бумеры, родившиеся в 1945–1967 годы.

Если представитель данного поколения входит в круг вашего семейного или профессионального общения, надо быть готовыми к периодическим нравоучениям с комментариями о том, что в их молодости все было лучше: работники более квалифицированные, команда более сплочённой, фильмы и книги были шедеврами и так далее.

Поколение родителей – поколение Х, родившиеся в период примерно с 1967 до 1984 годы.

Люди поколения X довольно легко приспосабливаются к переменам. Стойкость духа и умение выживать в трудных условиях является одним из самых сильных качеств, свойственных «иксам». Для них не представляет большой сложности смириться и принять участие в очередной реформе или ином испытании на выносливость.

К поколению Y, или миллениалам, относятся люди, родившиеся в период примерно с 1984 по 2000 годы. Среди них есть и родители, и дети.

Представители этой когорты не уверены в завтрашнем дне и в правильности того, чем они занимаются сегодня. Поэтому не видят оснований для построения планов на дальнейшее будущее, склонны рефлексировать прошедшее и весьма щепетильны в отношении к настоящему.

Поколение «старших внуков» – поколение Z – это люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы, и поколение Альфа («младшие внуки»), родившиеся примерно после 2010–2012 года.

Люди поколения Z гиперчувствительны и довольно тяжело переносят столкновение с внешним раздражителем — чужим мнением. Зуммеры мыслят фрагментарно и поэтому очень дозированно воспринимают информацию. Им хватает 8 секунд (например, при просмотре публикации в новостной ленте), чтобы понять, стоит ли читать весь текст. Но если людей Z интересует какой-то вопрос, они будут изучать его детально.

Партнерские отношения с родителями и людьми, относящимися к поколению их родителей, а также неуемное стремление к одобрению – важные характеристики «зетов» для установления с ними хороших отношений.

Поколение Альфа еще мало изучено. Их главное преимущество заключается в том, что они молниеносно сканируют цифровой и графический контент, во взрослой жизни будут готовы в любой момент освоить новую специальность, в отличие от предыдущих поколений. В то же время виртуальная реальность грозит стать для них тюрьмой, за пределами которой обнаружится реальный жесткий мир.

Представители всех этих поколений присутствуют в школе, работают и учатся бок о бок, и здесь очень важно найти не только взаимопонимание, но и эффективные пути взаимодействия. При этом и педагоги, и ученики порой выступают одновременно в двух ролях: и как наставники, и как наставляемые.

И все они помогают друг другу развиваться и совершенствоваться.

– Как это сотрудничество реализуется на практике?

– Примерно год существует идея реверсивного наставничества в Москве, и за этот период в рамках разных форматов общения – семинаров, вебинаров, конференций – сложилось сообщество людей, которые поддерживают интерес к реверсивному, то есть, обратному, дуальному наставничеству. В школах возникают пары, триады, квартеты – временные творческие коллективы, где опытные педагоги делятся своими методическими, технологическими, организационными наработками, а молодые педагоги и студенты педагогических вузов осуществляют проекты, где участвуют представители разных поколений – от бэби-бумеров до альфы.

На нашей секции в рамках IX Педагогического форума выступали педагоги из разных московских школ (№ 1570, 1583, 1799, 1223). Коллеги поделились своим опытом работы в таких временных творческих коллективах. Результатом работы нашей секции стало появление схемы в виде ментальной карты, на которой представлено круговое взаимодействие представителей разных поколений, иногда педагогических династий, работающих в одной школе, с обязательным учётом экспертной позиции молодых специалистов, студентов педвузов и учеников старших классов и основной школы.

– А чему опытные педагоги могут научиться у своих учеников?

– Об этом был доклад учителей из школы № 1570. Они рассказали о том, как учащиеся старших классов, участвуя в предметных олимпиадах, накапливают опыт интеграции учебной и внешкольной деятельности для достижения высоких результатов во время государственной итоговой аттестации. Они делятся своими, как теперь принято говорить, лайфхаками о том, как успешно совмещать учебу с интеллектуальными состязаниями. У них есть некие алгоритмы работы и даже рекомендации педагогам, как можно организовать работу с ними, с такими учениками, для повышения образовательных результатов.

– Приводились ли примеры, как молодые учителя помогают педагогам старшего возраста?

– Достаточно банальный пример – так называемый «цифровой разрыв», когда молодые учителя учат пожилых коллег пользоваться информационными технологиями.

У опытного педагога, как правило, есть серьёзные методические и дидактические накопления, наработки заданий, упражнений, проверочных и контрольных работ.

А молодой педагог, познакомившись с классической дидактикой на конкретных примерах, поможет своему старшему коллеге освоить навык разработки цифрового учебного контента.

Форматы такого наставничества могут быть разнообразными, например, мастер-класс от молодого педагога «Профессионалам на заметку», или «круглый стол» – решение проблемных педагогических ситуаций, с использованием технологии кейс-стади. В таком взаимодействии можно эффективно использовать как онлайн, так и офлайн-форматы.

Например, все большую популярность приобретает флеш-наставничество: дистанционные встречи с наставником, во время которых опытный сотрудник дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение сотрудников, помогает выявить и привлечь экспертов под широкий спектр задач и своевременно получить от них совет.

Но мы в большей степени сейчас уделяем внимание культурологическому разрыву. Нередко наши дети, даже вполне хорошо воспитанные и успевающие по разным предметам, говорят на своеобразном молодёжном сленге, который часто не понятен или отрицательно воспринимается педагогами более старшего поколения.

И тогда молодые педагоги становятся своеобразными переводчиками этого сленга. Более того, молодые педагоги лучше разбираются в том, на что следует обратить внимание при организации воспитательных мероприятий. Например, педагоги более старшего возраста используют в воспитании культурные коды, которые им более близки: книги, которые они читали, фильмы, которые они смотрели в молодости, картины или какие-то символы, дорогие для их поколения, и при этом удивляются, почему их ученики не читали эти книги и не смотрели эти картины, почему они им неинтересны. Но ничего удивительного в этом нет: просто поменялись культурные коды, ценности и традиции. И молодые педагоги в данном случае выполняют роль связующего звена между старшим и совсем юным поколением, помогая им найти общий язык.

На заседании секции мы обсудили, как по-разному воспринимают классику люди разных поколений (беби-бумеров, миллениалов, зуммеров и альфа) на примере «Капитанской дочки» и рассмотрели видеофрагменты, показывающие различие в становлении медиакультуры представителей разного возраста. Эта тема была подготовлена в рамках международного конкурса «Страна Читалия», которым я руковожу.

– Как будет развиваться в дальнейшем тема реверсивного наставничества?

– Мы будем продолжать эту работу, нам это очень интересно, тем более в преддверии 2023 года, объявленного годом педагога и наставника. Появляются уже магистранты и аспиранты, которые будут заниматься этим исследованием в своих школах. Мы планируем продвигать эту идею на городском уровне. Речь идет и о тьюторском сопровождении участников образовательного процесса и о программе повышения квалификации для московских педагогов.

Немаловажным представляется тот факт, что увеличение пенсионного возраста и реализация на государственном уровне федерального проекта «Старшее поколение» создают условия для перехода работников старшего возраста в категорию наставников.

Однако, и для молодых педагогов, весьма полезным будет освоить основы андрагогики ‒ теории и практики обучения взрослых.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube