Взрослым волнительно, когда ребенок отправляется в первый класс: у каждого появляется желание сделать путь ребенка простым, легким, приятным, интересным и наполненным. Бабушки, дедушки, мамы и папы, да и другие близкие люди вспоминают свои истории, связанные со школой, с первым классом, делятся своим опытом, находят слова поддержки для родителей будущих первоклассников, настраиваются сами и настраивают окружающих на длительный непростой, но увлекательный школьный путь.
Взрослые понимают, что для успешного начала нужна определенная подготовка. Как же родные могут помочь своему ребенку стать успешным первоклассником?
Положительный настрой на учебу и адекватное отношение к неудачам
Всегда очень интересно слушать родных людей, когда они весело, с юмором рассказывают о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях, о неудачах, о смешных или неприятных случаях и т.д. Однако взрослым надо быть осторожными с установками, которые могут проскальзывать в их рассказах. Например:
- «учеба тяжкий труд», «у тебя не должно быть неудач/плохих оценок/замечаний», «а вот твой дедушка», «посмотри на своего папу, он был отличником», «а вот твоя сестра…» – все эти высказывания могут привести к выученной беспомощности, неуверенности и неадекватной самооценке;
- «все будет легко», «в школе будет все интересно», «ну и что, что «2», это ерунда, вот твой папа/мама…» – обесценивание труда, ребенок учится, могут быть неудачи и важно научить ребенка справляться с ними;
- «старайся, ты должен быть лучшим!», «почему четыре?», «ну какой же ты бестолковый, ну как можно было ошибиться в этом…» – вырабатывается комплекс отличника и возникает установка «все или ничего», отсюда дети отказываются от учебы, т.к. чувствуют, что не справятся.
Кроме того, если у родителей есть негативный школьный опыт, то мы бессознательно можем транслировать его нашим детям. Отсюда очень важно сформировать правильный образ школы: это позитивное место, здесь интересно, много новых друзей, новые знания.
Начните с того, что вместе с ребенком организуйте его рабочее место, где первоклассник будет заниматься. На столе должно быть все самое необходимое, чтобы не отвлекало от учебы, удобный свет и стул, письменные принадлежности и т.д.
Работа над самооценкой
Самооценка ребенка – это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке и оказывает значительное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми. Самооценка формируется у детей с самого раннего возраста и основным ориентиром для ребенка является мнение родителей и других значимых для ребенка взрослых.
Нужно хвалить мальчика или девочку за реальные, пусть и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха. Нельзя оценивать личность ребенка, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях. Если ругаете ребенка, то только за действие, неправильный поступок, не акцентируя внимание на его личности.
Своевременный отдых
Очень часто энергичный дошкольник превращается в ленивого первоклассника. Надо понимать, что лень – это первый признак усталости. Первый класс для первоклассников очень энергозатратен. Дети испытывают постоянное напряжение и устают от каждодневного контроля за своими действиями (сидеть, слушать других, успевать, выполнять), из-за чрезмерной опеки родителей, из-за многообразия новых впечатлений, из-за эмоций и адаптации. Да, много из-за чего. Помочь в этом можно.
Самый простой путь – правильная мотивация, то есть не обращение к совести ребенка, а повышение уровня интереса к учебе и обеспечение внешкольного досуга (прогулки, спорт, танцы, массаж, бассейн, глубокое дыхание, хобби и т.д.).
Однако с дополнительными занятиями тоже нужно быть осторожными и не перегрузить ребенка, потому что перегрузки и дошкольники, и первоклассники переносят тяжело. Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять.
Тайм-менеджмент первоклассника
Учить ребенка управлять временем можно уже до первого класса. Для этого нужен распорядок дня и/или план/расписание на неделю.
Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.
Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения ребенка, чтобы он учился жить в правильном и понятном режиме.
Обсуждение конфликтных ситуаций
Относитесь к происходящему в школе, в том числе и к конфликтам спокойно, но не безразлично. Большинство детей не умеют общаться со сверстниками, что и приводит к недопониманию и к различным инцидентам. Разговаривайте, обсуждайте, а если ситуация беспокоит, обращайтесь к классному руководителю и школьному психологу и сотрудничайте. Не обсуждайте школу, учителей, детей.
Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей. Если ребенок не справляется с моральной нагрузкой, то он начинает использовать вранье. Решить эту проблему сможет только низкий уровень критики со стороны взрослых и их желание помогать.
Если у родителей остались вопросы или есть предположения, что ребенок психологически не справляется самостоятельно со школьной нагрузкой, можно обратиться на консультацию к специалистам Городского психолого-педагогического центра.
Наталья Ульянова,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы