Качество образования // Статья

«Школа должна стать для ребенка вторым домом»


«Школа должна стать для ребенка вторым домом»
Фото: trn-news.ru

25 августа состоялось заседание президиума Госсовета, посвященное мерам по обеспечению качества школьного образования. Обсуждался целый комплекс вопросов – от строительства и капитального ремонта школ до повышения престижа учительской профессии.


Образование – это не услуга!

Перед заседанием прошла встреча Владимира Путина с представителями общественности – учеными, педагогами, студентами и школьниками.

Участники встречи высказали ряд предложений, в числе которых: создание интернет-платформы для психологической поддержки подростков; мониторинг школьных столовых с участием родителей и самих учащихся; приведение в порядок инфраструктуры летних лагерей; введение в школах праздника государственного российского флага; включение мультимедийных парков «Россия – моя история» в Нацпроект «Образование»; объявление 2023 года, приуроченного к двухсотлетнему юбилею Ушинского, годом учителя и наставника.

Также некоторые участники встречи подняли вопрос об исключении термина «услуга» применительно к сфере образования.

По мнению Владимира Путина, «ничего плохого в слове “услуга” нет». Вместе с тем он отметил, что, «конечно, педагогическая деятельность гораздо глубже по содержанию, чем услуга», и пообещал «проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах».

Как считает глава государства, в этом направлении важно не только позитивное освещение образа учителя в СМИ и в искусстве, но «прежде всего нужно совершенствовать систему оплаты труда учителей».

Правда, никаких конкретных тезисов на эту тему не прозвучало ни в выступлении министра просвещения Сергея Кравцова, ни самого президента. Владимир Путин лишь сообщил, что на этот счет «есть определенные планы, надо их реализовывать, исходя из бюджетных возможностей».

Примечательно, что в ответ на слова одной из участниц встречи с общественностью, выразившей благодарность президенту за надбавки за классное руководство в размере 5 тысяч рублей, Путин заметил, что это «небольшие деньги, просто значок за эту важную сферу деятельности».

Следует ли расценивать эти слова как обещание повысить выплату, покажет время. В любом случае предвыборная кампания – хороший повод решить накопившиеся проблемы в сфере образования.

И на встрече с общественностью, и на заседании президиума Госсовета президент положительно отзывался на все предложения, в том числе связанные с дополнительным финансированием, будь то капремонт и оснащение школ современным оборудованием или поощрение лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года».

Проблем в сфере образования непочатый край. На какие из них обратили особое внимание участники заседания президиума Госсовета?

Школа – это не только стены

Прежде всего это строительство новых школ (к 2024 году в России запланировано ввести в строй 1,3 тысячи новых школьных зданий) и капитальный ремонт школ – специальная программа сейчас разрабатывается правительством совместно с регионами. До конца 2026 года планируется отремонтировать более 7,3 тысячи школ, в том числе 3 тысячи – в ближайшие два года.

По предложению руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелёвой, входящей в первую пятерку избирательного списка «Единой России», принято решение сделать эту программу комплексной, то есть включить в нее не только ремонт, но и внутреннее оснащение и установку современного учебного оборудования. На эти цели будут предусмотрены дополнительные средства.

Президент взглянул на проблему школы еще более широко. Он отметил, что «школа должна стать для ребенка вторым домом».

То есть речь идет не только о совершенствовании образовательной среды, но и о наполнении школьной жизни интересными событиями, о развитии ученического самоуправления, работе кружков, спортивных секций и студий, которые, по словам президента, «организованы прежде всего по запросам ребят и по предложениям родителей, и чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах».

И в этом смысле интересно еще одно направление обсуждения, связанное с фактическим пересмотром деятельности групп продленного дня и введением модели школы полного дня.

«Мы считаем, что пора определиться с тем, что же такое внеучебная деятельность в группе продлённого дня, – заявил в своем выступлении губернатор Кировской области, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению “Образование” Игорь Васильев. – В школе полного дня должен осуществляться не только присмотр и уход, но и помощь в подготовке домашнего задания и дополнительное образование. Мы в своей области этот проект активно реализуем, и многие школы уже работают по этой модели. Конечно, там, где это возможно, где отсутствует вторая смена, есть возможность заниматься дополнительным образованием».

Также в выступлении губернатора прозвучала уже не новая, но по-прежнему актуальная идея о том, что образовательные организации должны стать центрами спортивной и культурной жизни в малых городах и сельской местности. Чтобы местные жители могли пользоваться всеми школьными ресурсами, которыми обладает школа. Вопрос заключается в том, у всех ли школ имеются такие ресурсы?

Принцип справедливости

В своем выступлении Владимир Путин отметил, что «на сегодняшний день дифференциация качества образования в нашей стране остаётся слишком высокой, очень высокой, особенно на ступени основного общего образования, это классы с пятого по девятый».

Он подчеркнул, что в системе образования должен безусловно соблюдаться базовый принцип справедливости, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями независимо от места проживания и социального статуса его родителей.

По мнению участников заседания, эта задача должна решаться в разных направлениях – от поддержки школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты, до особого внимания к сельским школам и социально уязвимым категориям учащихся.

Елена Шмелева напомнила, что, по данным мониторинга Общероссийского народного фронта, «в большинстве регионов фактически исключены из системы дополнительного образования дети из малокомплектных школ, учащиеся с особенностями здоровья, школы-интернаты, дети из малообеспеченных семей». По словам Шмелевой, необходимо расширить вовлечение этих детей в олимпиады и конкурсы.

Как отметил в своем выступлении Сергей Кравцов, сейчас ведется большая работа в части развития дополнительного образования и его интеграции со школьным образованием. Уже создано 135 «Кванториумов», к 2024 году будут действовать более 400 этих детских технопарков. Для освоения детьми актуальных и востребованных знаний в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также развития математической, информационной грамотности открыто 100 центров образования «IT-куб». К 2024 году появятся ещё 270 таких центров.

«Буквально в каждой школе появится своя спортивная команда, технологический кружок, литературный клуб. В школах будут проводиться регулярные всероссийские конкурсы – театральные, спортивные и технологической направленности», – заверил Кравцов.

Особое внимание, по словам министра, уделяется сельским школам: к началу этого учебного года оборудовано свыше 8 тысяч сельских школ, до конца года будут оснащены ещё 1,5 тысячи, а к 2024 году все сельские школы будут оборудованы согласно современным требованиям.

Тема детей с ограниченными возможностями здоровья была упомянута во вступительной речи Владимира Путина, однако не получила дальнейшего развития в выступлениях других участников, за исключением Уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой.

Она констатировала, что в настоящее время в России 838 тысяч детей отнесены к этой категории, составляющей пять процентов от общего числа учеников. По мнению Анны Кузнецовой, «наравне с форматами инклюзии очень важно сохранить инфраструктуру коррекционных образовательных организаций», которая в последнее время сократилась на два процента.

Надо решать и проблему кадрового обеспечения этой сферы – дефектологами, логопедами и тьюторами.

Не менее важно, как считает детский омбудсмен, чтобы в образовательных организациях, кроме доступной среды и специалистов, были так называемые банки средств реабилитации (коляски, трости), которые ребенку не пришлось бы с собой нести из дома.

Для этого необходимо разработать специальные механизмы, которые позволяют образовательным организациям такие средства и содержать, и приобретать, и предоставлять детям на время обучения.

Подготовка учителей со школьной скамьи

На заседании президиума Госсовета говорилось о подготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

В частности, для этого в каждом регионе в целях ранней предпрофессиональной ориентации школьников на учительскую профессию создаются профильные педагогические классы. К 2024 году их будет уже 5 тысяч.

По словам Сергея Кравцова, фиксируется рост интереса абитуриентов к этой профессии. Так, средний балл для поступающих в педвузы вырос на 4,5.

По поручению президента в этом году 5 миллиардов рублей направлено на улучшение материально-технической базы педагогических вузов. Столько же планируется выделить и в следующем году.

В регионах с учётом опыта конкурса «Лидеры России» формируются кадровые резервы руководителей системы образования.

«Будем продвигать на эти позиции наиболее перспективных и талантливых учителей, поможет этому и конкурс “Учитель года”», – отметил Сергей Кравцов и добавил, что это мероприятие будет проводиться круглогодично, а количество его номинаций расширено.

Елена Шмелева высказала несколько важных предложений по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов.

По ее мнению, это возможно, «только если будет налажена кооперация между отраслевыми педагогическими вузами и классическими университетами, если участие в подготовке педагогов будут принимать ведущие учёные, педагоги лучших школ и образовательных центров страны».

В качестве примера она привела недавно прошедший в образовательном центре «Сириус» съезд учителей математики, на котором перед участниками выступили выдающиеся учёные, лауреаты Филдсовской премии.

Кроме того, в условиях цифровизации образования важно повышать компетенции педагогов и в этой сфере, чтобы они могли полноценно использовать новую инфраструктуру.

Генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев рассказал о создании цифровой образовательной среды «Сферум».

Он пояснил, что «это не обычная система видеоконференц-связи, а полноценная социальная сеть, где школьники могут контактировать с учителем, общаться друг с другом, потреблять образовательный контент, где они могут записываться в различные кружки, смотреть расписание». Более того, новая платформа обладает широким функционалом, что позволит школьникам в один клик связаться с психологом, если будет такая потребность.

С 1 сентября эксперимент по апробации «Сферума» пройдет в 8 тысячах школ 15 регионов.

Поскольку от школ поступает много запросов на участие в эксперименте, Борис Добродеев обратился к Владимиру Путину с просьбой расширить пилотную апробацию на все регионы Российской Федерации, включив в нее не только школы, но и вузы.

Воспитание – это наше все

Одной из ключевых тем заседания президиума Госсовета стало воспитание.

«Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными и идти, как говорится, рука об руку. И важно, чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив, а не только классные руководители», – отметил в своем выступлении Владимир Путин.

Он добавил, что в начинающемся учебном году 2,5 тысячи новых специалистов – советников по воспитанию – начнут работу в 1200 школах десяти регионов. Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева предложила расширить географию проекта как минимум на 25 регионов.

«Самым важным видится здесь, наверное, что сегодня есть уже регионы, которые готовы включиться в данный проект за счет своих ресурсов, но для этого необходимо поручение для внесения должности советника по воспитанию в номенклатуру должностей педагогических работников», – пояснила она.

Воспитание, по мнению участников обсуждения, должно осуществляться в разных направлениях – от патриотического, в том числе сохранения исторической памяти (проекты «Без срока давности», парки «Россия – моя история»), до масштабных профориентационных проектов – таких, как «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», конкурс «Большая перемена».

В этом контексте актуально прозвучало предложение Елены Шмелевой по возможности сократить число всероссийских проверочных работ и других контрольных и мониторинговых мероприятий в школе.

Победитель конкурса «Учитель года России» 2018 года, заведующий педагогической мастерской в Чеченском государственном педагогическом университете Алихан Динаев дипломатично отметил, что «подавляющее большинство учителей не большие любители всероссийских проверочных работ, хотя это действительно очень полезная вещь для диагностики недочетов и оценки реальных знаний детей».

Другое дело, что, по его словам, «во многих регионах есть свои проверочные дополнительные работы, которые дублируют ВПР, создают излишнее напряжение и мешают учителям заниматься своим основным делом и вести образовательный процесс».

Анна Кузнецова выразила надежду, что сокращение бюрократической нагрузки развяжет руки учителям, которые освободившееся время «потратят на наших детей».

В заключение Владимир Путин пообещал учесть все высказанные замечания и предложения и призвал к тому, «чтобы все наши сегодняшние разговоры и все, что будет положено на бумагу в результате нашей работы, безусловно, было исполнено».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube