21–22 августа 2021 года в Санкт-Петербурге в Президентском Физико-математическом лицее № 239 состоялась XII Свободная встреча свободных учителей. На встрече более 150 педагогов русского и литературы из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Ржева, Красноярска, Екатеринбурга, Тюмени, Иркутска, Нижнего Новгорода, Перми, Новороссийска, Новосибирска, Владимира делились опытом того, как уроки могут быть пространством для творчества учителя, для чего нужны словесно-ролевые игры, что такое квестбук и как он может помочь говорить о выборе героя, что делать с профессиональной деформацией и чем отличается репродукция от иллюстрации.
«Не устаю повторять, что физико-математическая школа может
состояться только тогда, когда в ней есть хорошие преподаватели русского языка
и литературы, – заявил в начале мероприятия директор президентского физико-математического
лицея № 239 г. Санкт-Петербурга Максим Пратусевич. – Кафедра русского и
литературы – самая любимая в школе. На них все держится: они активные,
творческие, самостоятельные, без всякой инициативы с моей стороны. И это
является показателем отношения к делу, которое бы мне хотелось видеть у всех
педагогов».
Пратусевич также считает, что примерно половина трудностей математики носит лингвистический характер.
«Когда дети решают задачи на проценты, мы регулярно занимаемся филологией: найдите подлежащее, найдите сказуемое, найдите дополнение. 20 процентов – это 20 процентов от чего? Давайте подпишем в условии задачи – тогда станет все понятно».
По мнению директора президентского лицея, российская школа стоит на двух столпах, на двух ногах – это словесность и математика, две сквозные линии, и, если убрать одну из этих ног, все рухнет.
«Как здорово что мы когда-то назвали эти встречи так, – сказала Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы московской школы № 1514. – Но в каждой шутке есть только доля шутки. Это название оправдывает многое из того, что мы делаем, и заставляет нас соответствовать этому названию. И очень здорово, что вслед появилась Гильдия словесников.
Я очень люблю слово «гильдия», потому что это цеховое братство, это общение в параллели, где вертикаль – это только твое мастерство, независимо от возраста, стажа и так далее.
А все связи выстраиваются с надеждой и любовью».
Председатель Гильдии словесников, учитель московской школы № 1514 Антон Скулачев вспомнил стихотворение Михаила Кукина, в котором были строчки: «…но и на смерть есть управа». «Те стихи, – пояснил он, – которые мы с вами читаем с детьми на уроках, входя в класс каждый раз по-новому, – это управа на смерть, которая подступает со всех сторон. Мы видим каждый день новости про это – смерть очень хочет победить».
По мнению Скулачева, в учительском деле эта смерть имеет и буквальный смысл, и метафорический: единая программа, формализм, начетничество.
«Но и на смерть есть управа. В частности, вот эта – наши свободные встречи, – подытожил председатель Гильдии словесников, – возможность собираться неформально, для совместного творчества и с радостью. Жизнь жительствует».
26 августа в 10.00 в дистанционном формате состоится круглый стол «Вдохновляемся и вдохновляем: мотивация на уроках литературы и русского языка». Участники обсудят систему работы над мотивацией, разные уровни работы с мотивацией, способы заинтересовать учащегося литературой и русским языком. К участию приглашаются представители профессионального сообщества: учителя русского языка и литературы, методисты.
Узнать подробную информацию о мероприятии и пройти регистрацию можно по ссылке.