ЕГЭ // Статья

Подготовка к ЕГЭ: Что нужно знать выпускнику о Великой Отечественной войне


Подготовка к ЕГЭ: Что нужно знать выпускнику о Великой Отечественной войне
Фото: golos-nekrasovki.ru

Какие художественные произведения о Великой Отечественной войне стоит перечитать выпускникам перед ЕГЭ по литературе? Как написать сочинение на основе опорного текста о Второй мировой войне на экзамене по русскому языку на высокие баллы? О чем важно помнить, собираясь на экзамены, какие сведения о событиях военного времени нужно повторить? Подробнее об этом в преддверии Дня Победы рассказывает председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы Роман Дощинский.

Вне зависимости от выбранных одиннадцатиклассниками экзаменов есть тот минимум информации, которым необходимо овладеть ребятам для того, чтобы результат экзаменационной кампании был успешным. И в нем практически по всем предметам содержится информационный блок, непосредственно и опосредованно связанный с героическими страницами Великой Отечественной войны. В канун Дня Победы давайте вместе обобщим информацию, повторим основные сведения, которые могут пригодиться на выбранных экзаменах, на примере ЕГЭ по литературе и по русскому языку.

Литература

В поэтическом блоке части I ЕГЭ по литературе нередко представлены лирические произведения на военную тему, созданные авторами либо в период Великой Отечественной войны, либо спустя годы и десятилетия после окончания военных действий.

Перечислю те поэтические тексты, которые в преддверии экзаменов обязательно надо перечитать и осмыслить выпускникам, сдающим экзамен по литературе:
  • К.М. Симонов «Жди меня», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Родина»;
  • А.Т. Твардовский «Когда пройдёшь путём колонн…», «Я знаю, никакой моей вины…»;
  • А.А. Ахматова «Клятва», «Мужество», «А вы, мои друзья последнего призыва!..»;
  • Б.А. Слуцкий «Мои товарищи», «Уже не любят слушать про войну…», «Голос друга»;
  • Д.С. Самойлов «Сороковые», «Тревога»;
  • Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», «А мы с тобой, брат, из пехоты…»;
  • В.С. Высоцкий «На братских могилах», «Мы вращаем Землю…», «Он не вернулся из боя»;
  • Ю.И. Визбор «Военные фотографии», «Помни войну», «Спасибо, солдат».

Отмечу, что задания с развёрнутыми ответами № 15 и № 16 нацеливают выпускников на анализ и сопоставление лирических произведений. С той лишь разницей, что при выполнении задания № 15 нужно применить навыки достаточно тонкой литературоведческой работы с текстом, который находится перед глазами, а при выполнении задания № 16 требуется обратиться к практическому читательскому опыту и тем самым проявить соответствующую эрудицию и умение проводить обоснованное сопоставление. И лучше, конечно, заблаговременно подготовиться к таким работам, вооружив себя подборками текстов различной тематической направленности, в том числе о войне.

Русский язык

Задание № 27 ЕГЭ по русскому языку представляет собой сочинение на основе опорного текста, который при этом практически не имеет ограничений по темам. Но есть одна тема, которую можно назвать заветной. Она встречается очень часто. И это, безусловно, Великая Отечественная война.

Для ЕГЭ по русскому языку очень важно уметь различать тему и проблему.

Выпускники в сочинении должны правильно сформулировать именно проблему, поставленную автором исходного текста. На этом пути они зачастую сталкиваются со сложной ситуацией: десятки текстов могут быть посвящены одной теме (в данном случае военной), а проблемы, интересующие их авторов, кардинально отличаются друг от друга.

Рассмотрим возможный диапазон проблем, связанных с темой Великой Отечественной войны:
  • Проявления беспримерного героизма (мужества, самопожертвования) в годы Великой Отечественной войны.
  • Источники подвига советского народа (проявления патриотизма).
  • Сохранение силы духа, воли к победе на войне.
  • Роль личности в истории (взаимоотношения командующих и рядовых солдат).
  • Бесчеловечность, жестокость, бессмысленность, противоестественность, антиприродность войны (нравственная оценка факта войны, влияние войны на человека, горе, боль и страдания, которые приносит война).
  • Участие в войне детей, женщин, медицинских работников, тружеников тыла и пр.
  • Нравственный выбор, стоящий перед каждым человеком на войне (поведение людей в годы войны, преодоление себя, отношение человека к жизненным потрясениям, трудностям, проявления человека в экстремальной, критической ситуации, проверка человека войной, предательство).
  • Роль воспоминаний в годы войны (роль семьи, родного дома в жизни человека).
  • Проявления в суровые годы войны человечности, сострадания, милосердия по отношению к пленным врагам (осознание ценности человеческой жизни как таковой).
  • Значение искусства в годы Великой Отечественной войны.
  • Сохранение исторической памяти о войне в настоящее время (чувство долга наших современников перед людьми военного поколения, миссия науки, искусства, СМИ в сохранении исторической памяти, стремление российского общества к правде о событиях Великой Отечественной войны).
  • Не прекращающаяся ни на миг борьба с фашизмом.
Таким образом, при чтении опорного текста на экзамене целесообразно обнаружить в нём его особенность, индивидуально-авторское начало. Помните также о различиях в подходах к восприятию и пониманию художественных и публицистических текстов.

Остаётся лишь перечислить репертуар известных, культовых, прецедентных «военных» текстов, фрагменты которых использовались и, быть может, ещё будут использоваться не раз на ЕГЭ по русскому языку:

  • публицистика Ю.Л. Сагаловича;
  • публицистика и проза В.В. Быкова;
  • В.П. Катаев «Сын полка»;
  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»;
  • В.О. Богомолов «Момент истины»;
  • А.А. Бек «Волоколамское шоссе»;
  • К.М. Симонов «Живые и мёртвые»;
  • проза В.П. Астафьева;
  • проза Д.А. Гранина;
  • проза Н.Я. Москвина и т.п.

Подведём итоги

Война – это зеркало, в котором все мы в той или иной мере отражаемся. У войны нет срока давности. У неё нет какого-то одного лица, одного тона повествования. На мой взгляд, подготовка к ЕГЭ по многим предметам (и прежде всего гуманитарным) не является исключением из общего направления военно-патриотического воспитания современной молодёжи. Считаю, что накануне Дня Победы, когда почти всё информационное поле посвящено Великой Отечественной войне, у российских школьников есть уникальная возможность воспользоваться этой ситуацией и более качественно и личностно значимо подготовиться к экзаменационным испытаниям.



Новости





























































Поделиться