Образовательная политика // Интервью

Валерий Алексеев: «Когда речь идет о здоровье детей, сантиментов быть не должно и действовать надо решительно»


Валерий Алексеев: «Когда речь идет о здоровье детей, сантиментов быть не должно и действовать надо решительно»
Фото: forum-goszakaz.ru

Тема школьного питания сегодня выходит на первый план, но, к сожалению, не столько благодаря достижениям в этой сфере, сколько по причине частых отравлений детей в школьных столовых. Не случайно участники Всероссийского семинара-совещания по вопросам обеспечения качества и безопасности школьного питания, которое состоялось 8–9 апреля в Москве, основное внимание уделили нарушениям санитарных требований и мерам по их профилактике. Бюро расследований Общероссийского народного фронта (ОНФ) проводит мониторинг школьного питания, начиная с 2020 года. О проблемах в этой сфере рассказывает руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев.


– На Всероссийском семинаре-совещании Вы говорили о том, что стоимость школьной тарелки должна учитывать все расходы на школьное питание, включая транспортные, зарплату поваров и т.д. Реально ли выполнить это требование и сколько в таком случае будет стоить школьный завтрак в расчете на одного ученика? Сколько средств выделяется сейчас на эти цели из федерального бюджета и сколько потребуется в случае применения «затратной» методики? Сколько сейчас тратят регионы на организацию школьного питания?

– В соответствии с задачей, поставленной президентом Российской Федерации, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день. Для ее реализации из федерального бюджета выделено более 108 млрд рублей до 2023 года. В среднем по стране из федерального бюджета выделяется 60 рублей на каждого ребенка. Сколько требуется средств из бюджета регионов, в том числе и на транспортные расходы, должны считать именно они, и это следующий шаг, который нужно сделать, чтобы система стала более управляемой. То есть задача каждого региона – пересчитать, с учетом всех затрат, и выбрать модель организации питания, наиболее правильную в конкретной ситуации, школе, муниципалитете. В отдельных школах в принципе не может быть никакого аутсорсинга, в других школах это может быть целесообразно. Такое решение нужно принимать на основании полных данных.

От того, как быстро регионы просчитают полную стоимость системы организации питания, во многом зависит и скорость развития этой системы: сразу будет понятно, что недофинансировано.

Народный фронт предложил Минпросвещения РФ провести аудит и инвентаризацию оборудования школьных пищеблоков. Необходимо посчитать оборудование, которое должно быть дозакуплено, оно должно соответствовать всем современным нормам и требованиям. Где-то такие подсчеты и анализ приведут к необходимости выделения дополнительного финансирования на ремонт столовых, их полного переоснащения.

– Есть ли прямая зависимость здоровья школьников от стоимости тарелки? И есть ли закономерность в том, что, чем богаче регион, тем меньше отравлений в школьных столовых, и наоборот?

– Нет никакой зависимости между стоимостью тарелки и здоровьем, а также количеством отравлений.

Тем более что пока ответственность за организацию питания в большей степени все еще лежит на директоре школы.

Поэтому, чем более ответственно руководители всех уровней подходят к вопросам школьного питания, тем меньше там отравлений. Это исключительно вопрос управленческих навыков.

– Какие модели организации школьного питания доказали свою бОльшую эффективность на практике: школьные базовые столовые или аутсорсинг? Какие модели преобладают и можно ли назвать конкретные цифры?

– По нашим подсчетам, ситуация 50 на 50. В половине регионов превалирует аутсорсинг, в другой половине – организация питания на базе столовых. Но даже внутри регионов эти модели могут применяться совместно в одной школе.

На практике эффективность той или иной модели сталкивается с двумя крайностями. Там, где аутсорсинг, мы видим монополизацию рынков, картельные сговоры, и более чем в 40 регионах мы направляли в ФАС России наши материалы. На данный момент возбуждено 52 антимонопольных дела.

Там, где питание организовано, что называется, базовыми столовыми, то есть собственными силами, зачастую встречается демпинг со стороны поставщиков, попытки поставить недоброкачественную продукцию, продукцию более низкого сорта.

– Кто должен отвечать за качество школьного питания: система образования в лице директора школы, органов управления образованием, Минпроса, или следует перенести ответственность на другие ведомства, которые специализируются на школьном питании и ближе к этой проблеме?

– На наш взгляд, качество школьного питания – это ответственность учредителей. Так прописано в 47-м Федеральном законе, но, к сожалению, на практике учредители пока слабо вовлечены в эту деятельность. Их обязанности прописаны общими фразами, нет конкретного распределения полномочий: за что именно отвечает в организации питания директор, за что – местный департамент образования, министерство здравоохранения субъекта и так далее.

Не может быть единственного ответственного, если не будет создан специальный орган, который координирует деятельность всех этих профильных ведомств, министерств и т.д. на уровне муниципалитетов либо региона. Такие органы могут создаваться, но это процесс не быстрый.

– Какую ответственность должны нести недобросовестные поставщики продуктов и организаторы школьного питания?

– На Медиафоруме ОНФ мы поднимали этот вопрос перед президентом Российской Федерации, и он нас поддержал в том, что в ближайшее время директор должен перестать быть «крайним», поскольку у него нет ни средств для того, чтобы провести экспертизу в лаборатории, ни достаточного количества специалистов внутри учреждения, чтобы лабораторные проверки качества питания проводились.

Такую ответственность должны нести недобросовестные поставщики продуктов и организаторы школьного питания. Ответственность должна быть вплоть до лишения возможности заниматься этим бизнесом. Если человек неоднократно допустил поставки некачественной или просроченной продукции, которая угрожает жизни, здоровью и безопасности детей, нужно усиливать ответственность, а не просто отключать от возможности участвовать в государственных закупках. Необходимо лишать таких поставщиков возможности заниматься этой деятельностью в принципе. Когда речь идет о здоровье детей, сантиментов быть не должно, и действовать надо решительно.

– Поддерживаете ли Вы идею об отмене аукционов в сфере организации школьного питания?

– Нет, не поддерживаю. Мы на экспертных площадках ОНФ не раз обсуждали, что выбор конкурсных процедур, аукциона либо конкурса, – право того, кто размещает закупку. Аукционы больше подходят для поставки конкретной продукции, конкурсы – для торгов на организацию услуги по питанию. Отменять что-либо не нужно, просто необходимо грамотно применять действующее законодательство. Все возможные ограничения поставок недоброкачественной продукции в действующем законодательстве есть, в том числе возможности по борьбе с демпингом. Правила надо соблюдать.

Цифры

Всего на горячую линию ОНФ и Минпросвещения РФ «Школьный завтрак» с 1 сентября 2020 года по 23 апреля 2021 года поступило 6929 обращений по школьному питанию. Из них:

  • 40% – некачественное питание,
  • 15% – плохой состав меню,
  • 12% – плохая организация питания.
  • 91% жалоб, вошедших в категорию «Плохая организация питания», содержат информацию о том, что питание бесплатное, но не горячее.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube