21 апреля все мы выслушали послание президента Федеральному собранию.
Послание вполне подтвердило прогнозы неангажированных экспертов, в том числе и мои: президент сразу заявил, что сконцентрируется на внутренних проблемах и прежде всего на социальной политике.
Если говорить об образовании, то можно отметить несколько плюсов этого обращения, включая моральные и материальные.
Главный плюс состоит в том, что впервые от руководителя такого уровня прозвучала благодарность учителям, которые в значительной степени вынесли на себе тяжесть пандемии. До сих пор благодарили врачей, и это справедливо, но педагогам тоже досталось немало. Прежде всего потому, что на них легла дополнительная нагрузка из-за перевода детей на дистант, правда, учителям никто за это ничего не доплатил, в отличие от медработников.
Что касается материальной составляющей, хочу отметить следующие позиции.
Первое. Президент объявил о единовременной выплате семьям, где растут дети школьного возраста, а также предложил распространить эту меру на будущих первоклашек, на ребят, которые в этом году только пойдут учиться. Выплату планируется провести в середине августа, чтобы у родителей было время собрать ребёнка в школу, и составит она 10 тысяч рублей.
Думаю, что этой суммы не хватит, но сам факт материальной поддержки уже можно оценить положительно. Правда, «если бы директором был я», я бы не платил всем. У нас примерно 40% граждан реально бедных (им бы я выплатил по 15 тысяч рублей), еще 40% – не очень обеспеченных (им как раз и следует выплатить по 10 тысяч рублей, как и предлагает глава государства). Остальные 15% – состоятельных и 5% богатых, которые вполне могут собрать детей в школу без поддержки государства.
Второе. Конечно, я приветствую заявление Владимира Путина об увеличении средств на строительство школ. Однако я хочу заметить, что в бюджете 2021 года деньги на строительство и школ, и детских садов были сокращены по сравнению с ранее запланированными.
Мало того, в 2014 году президент дал поручение о том, чтобы к 2020 году были переведены на односменный режим работы ученики начальной школы и старших классов, а к 2025 году – ученики с 5-го по 9-й классы. Теперь про это поручение все забыли, и речь идет только о ликвидации третьих смен.
Третье. Я, естественно, приветствую требование президента увеличить количество бюджетных мест в вузах на 45 тысяч. Но и здесь не могу не сделать две оговорки: во-первых, с 2016 по 2019 годы бюджетный прием сокращался, и только по поручению Владимира Путина в 2020–21 годах контрольные цифры приема вышли на уровень 2016 года.
Во-вторых, если сравнивать количество бюджетных мест сейчас и в советский период, то в 1980 году у нас было 220 бюджетных студентов на 10 тысяч населения, в настоящее время – менее 130.
То есть до советского уровня нам еще идти и идти.
Четвертое. Не могу не отметить две удачи фракции КПРФ: в январе мы отправили в правительство депутатский запрос о том, чтобы надбавка в размере 5 тысяч рублей за классное руководство была установлена не только для учителей школ, но и для преподавателей системы СПО.
На самом деле они в ней нуждаются даже больше, поскольку в колледжах и техникумах подростков с девиантным поведением и ребят из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, еще больше, чем в школе.
Вот теперь я с удовлетворением могу отметить, что наше обращение услышано.
Пятое. Совсем недавно мы отправили в правительство очередной запрос об установлении мер поддержки для малообеспеченных семей с детьми от 7 до 18 лет (в прошлом году аналогичные меры поддержки получали все семьи с детьми от 3 до 7 лет, независимо от их дохода). Теперь, с 1 июля текущего года, детям в возрасте от 8 до 16 лет включительно, растущим в неполных семьях, будет назначена выплата в размере 5650 рублей. Правда, без пособий остаются дети в возрасте 17–18 лет, но, надеюсь, очередь дойдет и до них.
Чего мы не услышали в послании?
Во-первых, мы не услышали об исполнении указа президента от 7 мая 2012 года в части оплаты педагогического труда. Напоминаю, что, по данным Общероссийского народного фронта, только в 10 регионах зарплата учителя не ниже средней зарплаты по экономике субъекта РФ (что соответствует Указу), в остальных эта норма не соблюдается. Правительство думает иначе, но мы доверяем опросам педагогов.
Во-вторых, очень многие, в том числе профсоюзы и депутаты от «Единой России», надеялись, что в этом послании прозвучит идея индексации пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, этого не случилось. Это означает, что разница в пенсиях работающих и неработающих пенсионеров будет расти, и государство по-прежнему будет стимулировать людей или не работать в старшем возрасте, или трудиться «в серой зоне».
И то и другое неправильно.
По нашим подсчетам, от такой ситуации бюджетная система теряет больше, чем выигрывает Пенсионный фонд. Потому что те, кто не работает или работает неофициально, не платят не только в Пенсионный фонд, но и в фонд обязательного медицинского страхования, не платят налоги в бюджеты регионов. Получается, что скупой платит дважды, в том числе и в данном случае.
Я рад тому, что услышал в послании президента, но хотел бы услышать больше в части поддержки образования.
Ни одна страна не модернизировала образование при расходах на эту отрасль меньше 7% ВВП. У нас, по данным председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, эти расходы предполагается сокращать с 3,9% до 3,6% от ВВП в бюджете на 2021–2023 годы.
Возможно, заявление президента частично исправит ситуацию, и мы не будем сокращать расходы на образование, но и увеличения пока не предвидится. А без этого модернизация не состоится.
В этом совпадают позиции не только политиков левого крыла, в том числе мои, но и либеральных представителей из НИУ ВШЭ, а также экспертов Института проблем образовательной политики «Эврика».