Городское образование // Статья

«Столичные школы перешли от декларирования важности труда классных руководителей к реальному развитию потенциала руководителей классов»


«Столичные школы перешли от декларирования важности труда классных руководителей к реальному развитию потенциала руководителей классов»
Фотографии предоставлены Ассоциацией классных руководителей Москвы

В минувший четверг завершился конкурс педагогического мастерства «Самый классный классный-2021». С 18 января по 8 апреля педагоги из 171 учебного заведения Москвы, решившись на эту, как они сами говорят, «непростую авантюру», учились друг у друга, делились опытом, набивали шишки и смотрели на себя со стороны. В финал конкурса вошло пять команд, а абсолютным победителем стала команда Инженерно-технической школы имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича – шестеро классных руководителей вместе с заместителем директора по воспитанию и социализации. Татьяна Волошко и Егор Вадов успели пообщаться с участниками и организаторами за кулисами. Какое испытание оказалось самым сложным, как участие в конкурсе поможет в будущем, сложно ли было дойти до конца и хотелось ли хоть раз всё бросить и сойти с дистанции? На эти вопросы ответили педагоги и организаторы.


«Участие в конкурсе помогло почувствовать пробелы и понять, в каком направлении двигаться дальше»

Анастасия Федоренко, участница конкурса,
классный руководитель 3-го «И» класса школы № 2114:

Я впервые участвую в таком большом конкурсе классных руководителей, хотя у меня уже есть опыт участия во всероссийском конкурсе молодых специалистов «Педагогический дебют».

Самым сложным, наверное, было решиться на саму авантюру участия. А дальше всё пошло как по маслу. Образовалась команда, и все решения мы принимали вместе. Дойдя до финала, мы, конечно, были настроены на победу. Не победили, но получили колоссальное удовольствие и были рады тому, что попали в «пятёрку». Это тоже о многом говорит.

Что я о себе узнала? Я почувствовала, что есть какие-то пробелы – по общим знаниям, по методике. Сейчас вернусь домой и буду стараться их восполнить. Посмотрела также на опытных коллег и что-то себе взяла на вооружение. Командная работа у нас, на мой взгляд, сложилась, но не хватило опыта участия в конкурсах такого формата.

Ещё очень сложно отвечать со сцены на вопросы.

Первые несколько секунд – паника… Что ответить? Как ответить? Ведь с первого раза ты толком даже смысл вопроса не понял. Судорожно что-то вспоминаешь, пытаешься говорить...

И уже потом, когда садишься и рефлексируешь – начинаешь этот вопрос переваривать, продумывать, – понимаешь, как можно было бы ответить лучше.

Мне очень понравилась игра, которая завершала финальные испытания. Она называется «Команда школы большой страны». Это азарт и кураж! Мне пригодились знания, которые я получила в магистратуре «Менеджмент в образовании» управленческой специальности. И, возможно, сейчас я уже начинаю понимать и больше ценить какие-то решения руководителя, иначе на них смотреть, не только с позиции учителя, но и с позиции, приближенной к руководителю.

Хотелось ли всё бросить? Чуть ли не в самый последний день, когда нам дали интересное задание – придумать выступление в формате TED, а я почувствовала накопившуюся усталость… Но потом открылось второе дыхание, одна идея возникала за другой, и мы справились.

Я очень довольна собой и своими коллегами. Мы прекрасно выступили. Горжусь, что участвовала в этом конкурсе. Теперь я начну больше уделять внимание именно воспитательной работе. Я уже думаю над новыми форматами, хочу сходить с детьми в поход. И ещё хочется развиваться не только практически, но и методически. В течение конкурса чаша наполнялась, наполнялась, и вот в финале – последняя капелька, и стало понятно, в каком направлении пора двигаться. Я наметила себе траекторию развития».

«Одна из проблем участников – желание всем понравиться»

Валентин Выгодин, участник конкурса,
преподаватель колледжа бизнес-технологий, группа иб11-20:

Самым сложным на протяжении всего конкурса была… неизвестность. Не знаешь до последнего момента, что будет в этом испытании, о чём спросят, сколько времени дадут на обдумывание ответа…

Самый большой мой пробел – техника речи. Можно быть каким угодно специалистом, но на таких конкурсах очень важно правильно себя подать: сформулировать мысль, быть остроумным, находчивым.

Дойти до финала оказалось не так уж и сложно, а в финале, как говорится, Рубикон перейдён, теперь вперёд и только вперёд. В итоге мы не победили, но сам выход в финал дал возможность два дня пожить с ощущением успеха и надеждой на победу.

Главный вывод – не надо бояться участвовать даже в самых сложных конкурсах.

Лучше попробовать, чем пожалеть, что не рискнул.

Я думаю, что главные проблемы многих участников – одни и те же шаблонные фразы, боязнь чего-то нового, страх сказать то, что мы думаем на самом деле. Ну и, конечно, желание всем понравиться.

«У командной работы – огромный потенциал»

Елена Лебедева,
капитан команды-победителя Инженерно-технической школы
имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича:

Очень сложно быстро переключаться с задания на задание и при этом демонстрировать высокий профессиональный уровень. Но тем интереснее участие в конкурсе. Его темп и динамика, разнообразие конкурсных испытаний помогали командам шаг за шагом раскрывать свой потенциал и ярко проявлять свои возможности.

Команды наших коллег были очень сильны, поэтому мы верили в возможность победы, но до конца не были уверены абсолютно, что именно наша команда выиграет конкурс. И это только помогало нашей команде идти вперед.

Мы наметили пути выстраивания траектории дальнейшего профессионального развития для каждого участника. Определили, чем наш опыт может быть интересен и полезен коллегам в нашей образовательной организации и педагогам города.

Прогнозы делать пока рано, но совершенно точно то, что тот опыт, который мы получили, участвуя в конкурсе «Школа самых классных – 2021», стал для нас новым витком в профессиональном развитии, вдохновил на творчество, укрепил веру в себя. Мы очень счастливы от того, что смогли порадовать наших учеников и мотивировать их на достижение своих успехов. Надеемся, что наша дальнейшая работа будет способствовать развитию нашей школы во благо московских семей и системы образования города.

Наш главный вывод в том, что у командной работы – огромный потенциал. Если взаимодействие в ней выстроено правильно, то для такой команды достижимы любые результаты.

«Наибольшего успеха добились именно те команды, чьи играющие тренеры сумели максимально раскрыть возможности каждого участника»

Максим Николаевич Иванцов,
директор ГБОУ «Школа № 814», председатель МРСД № 27,
председатель Ассоциации классных руководителей Москвы:

– Учитывая, что в конкурсе «Школа самых классных классных-2021» приняли участие команды 171 школы, отбор во второй этап и финал был крайне непростой задачей. Экспертной комиссии и жюри приходилось учитывать буквально всё – не только соответствие формальным критериям, но и гибкие навыки участников: ИТ-компетентность (например, при выполнении заданий онлайн-олимпиады), функциональную грамотность (умение верно услышать задание и, соответственно, выполнить его корректно) и так далее.

Для себя мы отметили, что общий уровень профессионализма команд-участниц повышается – и не за счет единичных ярких конкурсантов, а именно за счет слаженной командной работы.

На мой взгляд, это говорит о том, что столичные школы перешли от декларирования важности труда классных руководителей к реальному развитию потенциала руководителей классов. И первые результаты мы увидели уже на полуфинальных отборах.

Конкурс также показал, что лидеры команд – заместители директоров по воспитанию и социализации – осуществляют лидерство не формально, и наибольшего успеха добились именно те команды, чьи играющие тренеры сумели максимально раскрыть возможности каждого участника.

Кстати, ещё одно замечание: те команды, члены которых воспользовались ресурсами столичной системы образования и прошли соответствующие программы профессиональной переподготовки «Классный руководитель – руководитель класса» и «Психолог детского коллектива», поднялись в турнирной таблице ощутимо выше остальных.

Нельзя также не отметить, что кураторы групп в учреждениях СПО готовы составить достойную конкуренцию классным руководителям школ, хотя разница в их способах подачи очевидна и объясняется, конечно, спецификой целевых аудиторий. Один только факт участия в финале сразу двух команд из колледжей уже показателен.

И, конечно, наше детское жюри – ученики педагогического класса – своей активной позицией и альтернативным взглядом также подтвердило не только репутацию конкурса как честного и открытого, но и важность вовлечения будущих педагогов в конкурсное движение.

Победитель конкурса выявился в напряженной борьбе. Команда Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича показала себя как слаженный коллектив единомышленников, союз творческих личностей, которым подвластны все форматы: и TED-конференция, и мастер-класс, и must-have «Классная психология», и иные конкурсные испытания.

Подробную информацию о конкурсе можно найти по ссылке.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube