Качество образования // Статья

Как сделать уроки математики одинаково интересными для всех учеников


Как сделать уроки математики одинаково интересными для всех учеников
Иллюстрация: sarasotamagazine.com

Некоторые люди ещё в детстве решают, что математика – не для них. Потому что порой кажется, что этот предмет слишком сложный и пониманию не подлежит. Причина таких убеждений чаще всего прячется в начальной школе. Непонятные тогда темы наслаиваются друг на друга и не позволяют до конца усвоить новые, связанные с недопонятыми. Если «снежный ком» к старшим классам становится катастрофическим, человек безвозвратно записывает себя в «гуманитарии» и выбирает свой дальнейший профессиональный путь, стараясь максимально избегать математики. Но на самом деле заинтересовать математикой можно любого ребенка.

Многие дети к 5–6-му классу – иногда раньше – понимают, что не любят математику или считают, что к ней не способны, – рассказывает научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – В этом уверены и многие взрослые. Причина этого может заключаться в школьной программе по математике, которая перегружена техническими рутинными упражнениями и которая временами не подразумевает, что какие-то математические темы дети осваивают с разной скоростью и в разном возрасте, что совершенно естественно. Сейчас на всех государственных уровнях обсуждается вопрос о том, что программу по математике нужно дорабатывать – делать её яркой, интересной и современной.

Но математику дети изучают здесь и сейчас. И главный их помощник в этом – школьный учитель. Именно он прививает интерес к предмету, показывает, насколько он нужен в реальной жизни, контролирует, все ли темы понятны ученику. И держать руку на пульсе крайне сложно, особенно когда в классе много учеников, каждому из которых нужно уделить время. Какие приёмы помогут мотивировать учеников самостоятельно получать знания по математике? Мы поговорили с методистами Яндекс.Учебника и подобрали четыре универсальных совета для учителей математики.

1. Математика – это реальная жизнь

Рассказывать о том, как применима та или иная математическая тема в реальной жизни, важно при любом удобном случае.

При рассказе о пропорциях можно вспомнить, сколько молока и сколько воды нужно, чтобы сварить кашу, а изучать геометрическую прогрессию веселее вместе с рулоном бумажных полотенец, который можно раскатать по коридору. Отрицательные числа понятнее на жизненных примерах: отрицательным может быть баланс на счете мобильного телефона или температура в холодильнике. В процентах помогут разобраться банковские калькуляторы доходности вкладов. Конечно, каждый учитель так или иначе рассказывает о том, для чего тема нужна в жизни. Но важно делать это систематически и не отставать от реальности, чтобы детям было интересно.

2. Позвольте ученику почувствовать себя взрослым

Следующий совет напрямую связан с предыдущим. Умение применять математику лучше всего развивается на конкретных жизненных примерах. Рассчитать коммунальные платежи исходя из показаний счётчиков, подсчитать калории в сложном блюде или прикинуть, как распределять вещи, взятые с собой в отпуск, между ручной кладью и багажным отделением можно попробовать и внутри школьного кабинета. Детям наверняка это понравится – кто из нас не торопился вырасти?

3. Математика – это не только реальная жизнь

…Но еще и игры, шифры, фокусы. Игровые методы в обучении нравятся детям любого возраста. Можно притвориться шпионами и разработать с ребятами математический шифр, чтобы отправлять на нём сообщения друг другу, можно показать математический фокус (их полно в интернете) или сыграть в «Да/нет», загадывая математические понятия.

4. Олимпиады для всех

Многие думают, что олимпиада – это инструмент для старшеклассников, который помогает им попасть в вуз.

Однако культуру участия в подобного рода соревнованиях важно формировать с младших классов, хотя бы потому что ситуация успеха может придать школьнику мотивации изучать предмет.

Кроме того, олимпиадные задания дают возможность увидеть скрытый интеллектуальный потенциал учеников.

Бывают олимпиады не столько сложные, сколько интересные – в них есть и игровые элементы, и интересные загадки. Например, бесплатная онлайн-олимпиада «Я люблю математику» от Яндекс.Учебника, Центра педагогического мастерства Москвы и проекта «Фиксики». Она рассчитана на учеников 16-х классов и отлично подойдёт для тех, кто только начинает свой олимпиадный путь. Цель олимпиады – привить детям любовь к математике через решение развлекательных нестандартных задач. Для участия в олимпиаде детям не нужны специальные знания. Достаточно того, что объясняют в школе. Особенность этой олимпиады в том, что тут нет цели обогнать других, здесь главный соперник – сама задача, и каждый, кто с ней справляется, уже оказывается в ситуации успеха. По итогам олимпиады каждый ученик получит сертификат участника, победителя или призера.

Олимпиада «Я люблю математику» проводится в два тура с 9 февраля по 14 марта 2021 года. Подробнее – на сайте.

Для детей важно, чтобы информация, которую они получают, была близка им не только по содержанию, но и по форме подачи. Поэтому хороший учитель – это человек, который умеет показать пользу и вызвать интерес, почувствовать потребности учеников и объединить их с требованиями учебной программы. Проводя параллели с реальной жизнью и используя интерактивные методы, учитель может значительно повысить интерес к математике всех детей в классе.



Новости





























































Поделиться