Что происходит? // Статья

«Есть ощущение, что это бессмысленно»: как начался учебный год в российских школах

  • 16 сентября 2020

«Есть ощущение, что это бессмысленно»: как начался учебный год в российских школах
Фото Михаила Сосина

Разные входы в школы с проверкой температуры, закрепленные за классами кабинеты, перемены в разное время. Как работают школы по новым санитарным правилам Минпросвещения и Роспотребнадзора, как их оценивают учителя и ученики, и насколько эти меры эффективны?

С начала учебного года российские школы стали работать по новым нормам – их ввели Роспотребнадзор и Минпросвещения в условиях эпидемии коронавируса.

Теперь в школах весь день чувствуются запахи из столовой. По правилам школьники едят не все вместе в большую перемену, как раньше, а каждый в свою – по расписанию. Запах обеда чувствуется даже в фойе курганской гимназии № 32 им. Е.К. Кулаковой.

На стенах в фойе – круги из белой бумаги. «Они обозначают места, где должны стоять классы», – поясняет директор гимназии Елена Гранкина. Она уверена, что с помощью таких обозначений и разведения потоков учеников, удастся сохранять предписанную социальную дистанцию.

В старейшей гимназии Кургана № 31 дети идут в столовую попарно, взявшись за руки, и ведомые учителем. Смысл смирного хождения, а не гонки гурьбой в «столовку» с гиканьем – тот же: исключить контакты с другими классами.

«В любом случае они [классы] не могут не пересекаться. Вот они вышли [во двор], и все обнялись, но мы все равно стараемся их разделить здесь», – рассказывает Би-би-си завуч по учебно-воспитательной работе этой гимназии Елена Куликова.

Большую часть времени уроки каждого класса проходят в одном кабинете – между ними вместо учеников мигрируют на переменах учителя.

Новую реальность родители учеников восприняли не сразу, 1 сентября в нескольких курганских школах было столпотворение. Родители приходили с детьми к стандартному времени: в 8–9 утра – для первой смены, и в 13–14 часов – для второй. И обнаруживали, что входов в школу теперь несколько – вдоль периметра здания, и на каждом из них меряют температуру.

«Не все родители восприняли, и может быть, не везде достаточно разъяснили, что теперь начало уроков для разных классов – разное, и нужно вести или отправлять детей строго ко времени», – прокомментировала выступления недовольных родителей в соцсетях Снежанна Трофимец, руководитель пресс-службы департамента образования и науки Курганской области.

У ограды школы № 38 мать второклассника Ольга: «Мы рады, что школа открылась, а то [на дистанционном обучении] было очень тяжело: работа, по дому сделать, и еще уроки – волосы на голове дыбом в разные стороны от этого. Тяжело, я думаю, учителям. Дома ребенок один, а в классе – сколько? И надо всех проконтролировать».


  • Новые правила: как заходить в школу?

Время первого урока в школе у каждого класса теперь свое, как и вход. Отец шестиклассника Евгений из Москвы рассказал, что в школе сына открыли все пять пожарных выходов и выделили свой вход и время для каждой параллели. Например, пятые А и Б классы, а также все шестые приходят в школу к 7:50, но пятые заходят во второй вход, а шестые – в третий. Перед началом учебы ученикам выдали памятку со схемой, к какому времени и в какой вход заходить.

Гардероб поделили для классов на секции. В другой московской школе – там учится в третьем классе дочь москвички Марии – вешалку поставили прямо возле класса, там же дети переобуваются.

  • А если ребенок пришел в школу больным?

«Утром стоит дежурный администратор и три учителя, меряют температуру всем входящим бесконтактным термометром», – рассказывает о порядке в своей школе учительница литературы Елена из Свердловской области. Правда, этот градусник показывает странные цифры: «У меня 28 [градусов], самое большее – 32. Смущает ли это кого-то? Я не спрашивала, честно. Нет температуры и хорошо».

В России с первой же недели сентября стали отправлять на дистанционку классы и даже целые школы, где выявляли заболевших детей.

В одном Саратове на самоизоляцию отправили 25 классов в 19 школах. Речь не всегда шла о подтвержденных случаях ковида: в Новосибирской области две школы отправили на карантин из-за ОРВИ.

  • Из класса выйти можно? А в столовую?

Мама третьеклассницы Мария из Москвы рассказала, что учеников оставляют в кабинете и на перемене, чтобы они не общались с детьми из других классов (хотя в туалет дети могут выйти когда угодно): «Между уроками они просто бродят по классу, общаются и играют. Но их и до этого [ограничительного режима] не особо выпускали, так что в их жизни ничего особо не поменялось».

«Дисциплина стала хуже, дети хотят двигаться на перемене, ходить по школе, а это не разрешено. В классах духота», – делится учительница русского языка Альбина из Тульской области.

Учительница математики Арина из Тюменской области (имя изменено) находит в ограничении свои плюсы: «Нет безумия на перемене, когда постоянно боишься, что они все-таки травмируются. У нас нет площадки оборудованной ни в школе, ни вне ее, поэтому просто носятся по коридорам. А сейчас – сидят по классам, иногда дерутся прямо там, но редко – там почти всегда есть взрослые».

А в школе Марии из Бурятии на переменах всех, наоборот, выводят в коридор, чтобы проветрить класс.

«Проветривание – это целая эпопея», – жалуется учитель литературы Елена из Свердловской области. В ее школе проветривание проводится в разное для классов время, а урок продолжается в коридоре. Проветривать разрешают только во время урока, поскольку на перемене учителя из-за миграции между кабинетами не могут следить за детьми.

Во многих школах столовая работает только для детей-льготников. Остальные приносят еду с собой, чтобы перекусить на перемене.

Что думают родители и учителя про возвращение в школы

Родители и учителя в основном довольны, что дети вернулись в классы.

«Родители очень рады, что дети пришли в школу, мы выслушиваем море благодарности за наш труд, притом мы – одна из школ, где реально вели дистанционное образование по Zoom», – сказала Би-би-си завуч курганской гимназии №31 Елена Куликова.

«Дистант был провалом для всех, – утверждает заслуженный учитель России Михаил Ушаков. – К дистанту оказались не готовы больше половины учителей, а кто утверждает обратное, просто славу себе создают. Сайт «Дневник.ру» упал, не выдержав от нагрузки в первые дни дистанта. Была игра в дистанционное образование, именно игра. Учителям не компенсировали затраты на интернет и энергию, у многих учителей не было личных ноутбуков. Школы бьются, как могут, честно бьются, на энтузиазме учителей».

В пресс-службе департамента образования и науки Курганской области подтвердили, что учителям не компенсировали затраты на интернет-трафик и электроэнергию. Но учителям, у которых нет и не было личных компьютеров, «их предоставляли школы».

Альбина, учительница русского языка и литературы из Тульской области, нового перехода на дистант не боится: «Дистант меня устраивает тем, что не нужно тратить время на поддержание дисциплины. Я работаю в 7-8 классах, классы сложные, много немотивированных детей, дисциплина на уроках плохая, много времени уходит на установление тишины. Заинтересованные в учебе дети страдают из-за нарушителей дисциплины. Иногда уроки срываются полностью».

А вот учительница математики Арина – она преподает в малокомплектной школе в селе в Тюменской области – рассказывает, что недостатки дистанционного обучения вылезают сейчас, когда учителя увидели учеников не через веб-камеру: «Есть дети, которые игнорировали дистант в конце прошлого года. Это единицы, но они есть, и они тянут класс на дно».

Как новые правила сказываются на учителях и учениках

По новым санитарным нормам за классами закрепили свои кабинеты. Старая система распределения классов сохранена для нескольких предметов: биологии, химии, физики, информатики, иностранных языков, физкультуры. На них занятия невозможно провести без наглядных пособий или спецоборудования.

Заслуженный учитель России, историк Михаил Ушаков считает новый порядок крайне неудобным: «Если в классе нет проектора, на котором я хочу показать фрагмент исторического фильма, это меняет весь план урока».

Учительница Мария преподает в одной из бурятских школ – ее раздражает «беготня по кабинетам»: «Это трэш – со всеми принадлежностями к уроку бегать по этажам. Кто со стопками тетрадей, кто с атласами и картами. Вот это очень неудобно и тяжело. Без звонков тяжело: урок начался – дети не все. Они не посмотрели время, на урок вовремя не зашли».

Поскольку занятия у разных классов теперь начинаются в разное время, уроки одного и того же учителя могут накладываться друг на друга: «Между уроками может быть большой перерыв, может, наоборот, в одном классе урок не закончился, в другом – уже начался», – жалуется Мария.

Роспотребнадзор не настаивал на том, чтобы учителя носили маски: этот вопрос был оставлен для решения самим школам и местным администрациям. «Учителя первые несколько дней работали в масках, затем глава сельского поселения разрешила маски снять, – рассказывает Арина из Тюменской области. – Мы в очках, очки запотевают и не видно ничего сразу».

«Школа стала другой, – констатирует Елена из Свердловской области. – В коридорах на переменах пусто, детей нельзя позвать в организаторскую, чтобы придумать очередное мероприятие, так как нет мероприятий и детей из классов перемешивать нельзя. Осенней дискотеки для старшеклассников в этом году не будет. И большую часть времени думаешь о том, что надо вовремя проветрить кабинет, не забыть про рециркулятор, а не об уроке».

Ученики воспринимают ситуацию легче.

«Лев был настолько счастлив, что наконец занимается не дома, что ему всё равно. Они все так рады были друг друга увидеть», – рассказывает о сыне и его одноклассниках отец шестиклассника Евгений.

По его словам, ребенок серьезно отнесся к пандемии и к мерам предосторожности и переживал, что ничего не будет соблюдаться, так что противоковидные правила в школе, скорее, подбадривают его.

Есть ли смысл в антикоронавирусных мерах

Как только дело выходит за рамки обязательных уроков, о пандемии как будто забывают.

Сын-второклассник Олега из Москвы (имя изменено) ходит в группу продленного дня.

Олег обнаружил, что на продленке дети из разных классов спокойно контактируют между собой – так же, как и в кружках и секциях.

Отец шестиклассника Евгений из Москвы рассказывает, что в конце учебного дня «чуть-чуть все идет насмарку». Хотя утром дети заходят в школу через разные входы и в разное время, после уроков они выходят через один выход и во дворе общаются без ограничений.

Его сын Лев 1 сентября пошел сдавать в школьную библиотеку учебники, которые не смог вернуть в мае, когда все учились из дома. «Он понес учебники и встрял в очередь в библиотеку вместе со всеми другими классами», – рассказал Евгений.

«За первые две недели учебного года все учителя нашей школы пришли к выводу, что эти меры бессмысленны, – соглашается учительница Альбина из Тульской области, – Дети разных классов ежедневно общаются во дворах, в парках, гуляют по торговым центрам, обнимаются. В школе же им запрещено контактировать друг с другом. После уроков они выходят из разных выходов, чтобы не пересекаться, ждут друг друга за воротами школы и идут гулять».

Она заметила, что закупленные к началу учебного года санитайзеры никто не использует, а учителя, вынужденные ходить из класса в класс, сами могут стать переносчиками заразы.

Семикласснице Вере из Москвы новые правила не мешают, но толку в них она не видит: «Есть ощущение, что это все бессмысленно. Уже спустя несколько дней нас перестали полперемены держать в классе, все могут свободно ходить по этажу и общаться».

В школе Веры в последние две недели несколько учеников заболели. Но ковид не подтвердился ни у кого, так что классы пока не переводят на дистант.

Маленькие сельские школы приводить к общему режиму не было смысла – дети все равно постоянно ходят в гости и после школы играют вместе, полагает учительница Арина из села Тюменской области. «В школах, подобных нашей, это режим ради режима. Тем не менее плюс в том, что дети чаще моют руки. В школе и в саду будет меньше откровенно сопливых», – заключает она.

Публикуется в сокращении


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube