Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Интервью

После дистанта педагоги хотят учиться работать с цифрой и не выгорать

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая – об итогах​ первого всероссийского интенсива «Я – Учитель».

После дистанта педагоги хотят учиться работать с цифрой и не выгорать
Фото: Яндекс

С 10 марта по 11 апреля 2020 года проводился первый всероссийский онлайн-тест «Я – Учитель» и был посвящен развитию современных компетенций школьных учителей. Его прошли 120 тысяч педагогов, которые по итогам теста получили персональные рекомендации по развитию гибких навыков.


Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

– Ирина, сразу 120 тысяч! Вы были готовы к такому количеству учителей? И какие цели вы ставили перед собой, задумывая этот интенсив?

– Я честно могу сказать, что когда мы начинали, ждали не больше 15 тысяч человек. И когда к нам пришло 120000 учителей, для нас это стало совершенно фантастической неожиданностью. Мы поняли, что этот инструмент востребован.

Мы формируем «Я – Учитель» как программу обучения развития для учителей, и основной продукт этой программы – курсы обучения. Интенсив был важен в первую очередь для нас – мы хотели получить информацию о том, на каких компетенциях нужно сосредоточиться. Мы должны знать истинные потребности педагогов, чтобы делать действительно качественные и нужные продукты.

А вторая цель – понять, насколько педагоги соответствуют критериям современного успешного учителя.

Ведь сейчас много говорят о том, что учитель должен меняться, соответствовать современному миру, идти в ногу со временем; о ключевых компетенциях XXI века: критическом мышлении, креативности, коммуникации и кооперации. Но как это делать? Нет диагностик, которые бы позволяли учителю и себя оценить, и получить обратную связь. Мы хотим дать учителю инструмент, который позволит ему оценить себя по критериям успешного учителя и понять, как развиваться дальше. Судя по количеству учителей, которые пришли на интенсив, эта цель действительно оказалась актуальной.

– Это учителя со всей России?

– Да, фактически со всех регионов. Учителя средней школы – 54%, учителя начальной школы – 33%, и оставшиеся 10% с копейками – учителя дошкольных организаций, вузов и т.д.

– А были среди участников педагоги со стажем, не новички в профессии, так скажем?

– К нам охотно приходят учителя разного возраста, им тоже не хватает обратной связи в понимании того, каковы они как профессионалы. Повторюсь, все говорят о том, что учителям нужно меняться, но никто толком не говорит, как и куда меняться, какие развивать компетенции.

Другая крайность – мы молимся на возрастных учителей, как на святых, и боимся, что вот сейчас они уйдут из школы и наступит конец света. В итоге учитель не очень понимает – а где он находится с точки зрения профессионального статуса, как его оценивают с точки зрения критериев современного, успешного учителя. Никто не дает чёткую, детальную обратную связь за пределами школы. Учителю важно оценивать свой профессионализм. Для этого нужна простая, понятная и логичная диагностика, которую без затруднений сможет пройти каждый желающий. У нас, например, не было регистрации. Бесплатная и технически простая история: зашёл, нажал кнопку – и пожалуйста, проходи диагностику.

– То есть учителя готовы к тому, что их функции меняются, и чтобы разобраться в том, какие они сегодня, приходят на такие интенсивы?

– Конечно, потому что уже этот разговор ведётся не первый год, и я думаю, что это стало настолько общим местом, что они смирились и готовы к изменениям.

– Я сама прошла ваш опрос. Все вопросы мне показались очень интересными, но я не смогла узнать свой результат, потому что для этого надо было указать точные сведения – фио, школа, предмет, и на этом у меня всё закончилось... А что вы можете сказать о результатах учителей? Они были предсказуемыми или неожиданными?

– Спасибо большое за отклик, мы очень долго проектировали вопросы. У нас не было каких-то сформулированных ожиданий, поэтому для нас результаты оказались непрогнозируемыми.

По итогам мы поняли, что одной из наиболее развитых компетенций у учителей является сотрудничество с коллегами, более половины учителей получили высокий результат, причём результат по данной компетенции растёт постоянно.

Это стало неожиданностью, потому что сейчас говорят о том, что учителя мало работают друг с другом для получения больших образовательных результатов. Ведь функциональная грамотность и метапредметные навыки не развиваются конкретным учителем в рамках одного предмета, поэтому учителям необходимо работать более слаженно.

Тем не менее результаты говорят о том, что в целом учителя умеют сотрудничать друг с другом.

А самая проблемная компетенция – это ориентация на учебный результат. Мы для себя это объяснили тем, что в целом образование – это длительный процесс, и его результат не очевиден сразу, он складывается годами.

Что касается динамики показателей, то здесь интересная история в умении анализировать свои действия. В середине стажа у учителей средней школы этот показатель растёт, то есть учителя учатся анализировать свои действия, а дальше – либо ничего не происходит, либо показатели по этому результату снижаются.

Не самым приятным открытием стало то, что в целом какой-то особо сильной динамики по показателям в связи с накоплением опыта, с ростом педагогического стажа не происходит.

С 3 до 10 лет стажа ешё наблюдается какая-то динамика в сторону роста в этих компетенциях, а потом показатели почти не меняются. Это было бы объяснимо, если бы учителя достигли максимальных значений и оставались бы на таком уровне. Но нет.


– Не так давно все мы пережили карантин, и я слышала от учителей, что они остались недовольны личным опытом дистанционного обучения, потому что на курсах повышения квалификации их этому не учили. По сути, они проводили классический урок через экран монитора. Чему сегодня нужно учить педагогов и какие запросы поступают от них самих?

– Сейчас это, конечно, цифровые компетенции. Если говорить про запрос докарантинного периода, то, наверное, инклюзия, функциональная грамотность; работа с трудными детьми, работа с одарёнными детьми и решение конфликтов в широком смысле слова с детьми, с родителями, с коллегами.

Есть запрос на хорошую практико-ориентированную историю, где речь идет о мотивации, связанной с психофизиологическими особенностями подростков или с тем, как меняется их картина мира в связи с большим общением в социальных сетях и т.д; на выстраивание работы исходя из образовательных результатов. У нас десятилетиями существуют устаревшие методики и планы уроков. Иногда возрастные учителя, и это ни для кого не секрет, по инерции продолжают учить одному и тому же, не очень понимая, какие результаты и каким образом они должны получить на выходе. Сейчас образовательные результаты меняются. Нужно понимать, как сформировать у детей те или иные навыки, интерес и желание сделать следующий шаг, как управлять интересом учеников, как с ним работать, как развивать и т.д.

Появилась тема про выгорание – потому что все после периода карантина были замучены.

Многие учителя просят курсы работы по инклюзивному образованию. Не про нормативы, а конкретные, практико-ориентированные курсы, где бы рассказывали, что делать в сельской школе, где нет коррекционных классов, что делать, когда в класс приходит особый ребёнок...

Я не открою секрет, сказав, что у нас годами читают одно и то же. Учителя нам рассказывают о том, что на курсах повышения квалификации они слушают ту же лекцию, которую слышали 10 лет назад от того же самого человека.

Нужно пересматривать саму систему повышения квалификации, и материалы, которые там даются, делать максимально практико-ориентированными, уходить от бюрократии и формального отношения.

Проблема ещё в профдеформации методистов, которые преподают один и тот же материал десятилетиями. Очень сложно переломить этот подход и показать, что можно рассказывать по-другому, – сделать акцент на практику, а не на теорию, уйти от бюрократической воды, огромного количества никому не нужных рассуждений.

– Здорово, что ваше с учителями видение тематики практически полностью совпадает. Очевидно, что у проекта «Я – Учитель» большие планы на будущее. Поделитесь?

– Мы повторим интенсив в октябре, и помимо той шкалы, которая была (компетенции успешного современного учителя), появится ещё три теста: по умениям формировать у учеников функциональную грамотность, по цифровым компетенциям и по выгоранию.

Все результаты первого опроса мы отдали нашим аналитикам, они проделали огромную работу с точки зрения оценки качества самого теста, насколько задания позволяли разделить разные уровни компетенций и т.д.

Мы предложим учителям в октябре четыре шкалы. И будем делать курсы по функциональной грамотности, инклюзии (это программа «Я слышу»), по цифровым компетенциям, по конфликтам, по трудным детям…

Я очень надеюсь, что мы действительно поможем педагогам и сделаем максимально полезные, понятные вещи. К слову, мы весной запускали курс по дистанционному обучению, в котором были короткие видео. Мы их выложили на нашем канале, и количество просмотров видео превысило количество людей, прошедших курсы. Люди их смотрели просто так, оставляя море позитивных комментариев. Значит, они оказались актуальными и нужными. Нам хотелось бы и дальше делать такие полезные продукты.

Так что будем рады видеть учителей школы в октябре на втором интенсиве, надеемся, что как минимум один тест из предложенных будет для них актуальным.




Новости





























































Поделиться