ЕГЭ // Колонка

Задачи воспитать читателя перед словесниками не ставится


Задачи воспитать читателя перед словесниками не ставится
Фото: m.fotostrana.ru

В новом учебном году изменится формат заданий ЕГЭ по истории, литературе и информатике.

Так, в ЕГЭ по литературе обновили задание 7: теперь в текст с пропуском двух слов потребуется вписать литературоведческие термины или факты. Мы попросили прокомментировать это нововведение доцента Школы филологии НИУ ВШЭ Михаила Павловца.

Нынешняя демо-версия заданий ЕГЭ по литературе на 2021 год являет собой прекрасный пример того, как можно изменить задания, ничего по сути не меняя. Да и зачем менять, если год от году ЕГЭ по этому предмету сдают все лучше и лучше – средний балл вырос на 2,9 балла (в 2019 году – на 0,8 баллов), количество 81–100-балльников увеличилось на 4,6%, рост 100-бальников – в 1,5 раза! А все благодаря тому, что все изменения носят скорее имитационный характер: это в 2017 году был громко анонсирован отказ от тестовой части заданий (1–7 и 10–14), так как с ними справлялось подавляющее большинство учеников. Увы, тестовые задания были оставлены: зачем портить красивую статистику?

Неудивительно, что в этом году единственное изменение коснулось задания № 7 – теперь надо вписать не одно слово, а два, причем не ответить на вопрос, а из контекста фразы догадаться, что от тебя ждут составители: «Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений». Этот суконный язык школьники довольно легко осваивают, и на его воспроизведение натаскать гораздо легче, чем воспитать вдумчивого и избирательного читателя.

Но такой задачи – воспитать читателя – перед словесниками и не ставится: известно, чтение оригиналов только отнимает время и силы, необходимые на подготовку к ЕГЭ, на котором спрашивают то, что прекрасно можно почерпнуть из краткого содержания произведения – и из учебника и/или пособия для подготовки к ЕГЭ. Общее место дидактики – проверять результаты образования можно только на неизвестном материале – составителями заданий ЕГЭ игнорируются: выпускники должны бережно воспроизвести готовое знание из учебника или пособия языком, прекрасным образчиком которого служит как раз обновленное задание № 7. Правда, составители на это возразят, что во второй части ЕГЭ (задания 8–16) теперь даются стихотворения, которых нет в Кодификаторе и которые вряд ли знакомы школьникам – чем не новый, неизвестный материал! Но это опять же лукавство: в качестве материала ими обычно отбираются самые заурядные тексты (нередко песенные, которым формальная сложность противопоказана), система вопросов сразу же дает понять, к какому типу лирических произведений они относятся: патриотическая лирика, поэзия о природе, поэзия о дружбе и любви, поэзия о войне (возможны смешанные формы, но сама типология взята из советских программ полувековой давности). Сами эти задания (8–14) никак не помогают глубже понять текст – тем более усомниться, действительно ли он о том, как его поняли составители заданий (так, задание 14 предлагает определить размер стихотворения – но что дает это знание, как размер соотносится с темой произведения, знать не полагается: проверяемые знания должны вымораживать или иссушать ум своей бесплодностью и неприменимостью). А в итоге в задании 16 предлагается вспомнить еще два стихотворения на ту же тему (для чего достаточно иметь в памяти по одной паре классических стихотворений о Родине, войне, природе, любви и дружбе – и написать, что еще в этих стихотворениях поднимается та же тема). Так что – убежден! – в следующем году мы, анализируя результаты ЕГЭ по литературе, дружно споем «Все хорошо, прекрасная маркиза!»: достижения школьников растут в числовом выражении – что еще надо нашему министерству?



Новости





























































Поделиться