– Считаете ли Вы требования Роспотребнадзора необходимыми и достаточными для обеспечения безопасности школьников, а главное – реальными для выполнения?
– Я считаю эти рекомендации достаточно формальными, не отвечающими реальным возможностям и ресурсам каждой конкретной школы.
Начнем с 1 сентября. Родители оборвали телефон, обращаясь с вопросом по поводу проведения школьной линейки.
Давайте смотреть на ситуацию трезво и спокойно, разбираясь в ней без паники.
Роспотребнадзор запретил массовые мероприятия, мэр Москвы Сергей Собянин высказался против проведения школьных линеек в первый день учебы. Но ведь в День города в Москве тоже планируются локальные мероприятия в парках и микрорайонах столицы. Там тоже будут собираться люди.
А теперь рассмотрим конкретные случаи.
Если школьный двор представляет собой маленький пятачок, и там возникнет столпотворение детей, то, конечно, здесь не стоит проводить линейку и создавать дополнительную опасность заражения детей и педагогов.
Если взять нашу школу, то у нас есть огромная территория, где с одной стороны можно поставить первоклашек, с другой стороны – старшеклассников, с третьей – родителей, соблюдая социальное расстояние и при этом не лишая детей праздника!
А.С. Макаренко называл традиции вещью скоропортящейся. «Стоит один, другой раз отказаться от заведенных обычаев и установок, как незамедлительно рушится уклад школьной жизни, сводятся на нет десятилетия педагогических усилий, обесцениваются полученные результаты», – писал он.
День Знаний, как и 9 Мая – это тот праздник, который необходим и первоклассникам, и их родителям, то есть это общенациональное торжество.
Ведь, кроме физического здоровья, существует еще психическое, нравственное, и после карантина, после этой панической атаки, заряжать оптимизмом детей и их родителей не менее важно, чем заботиться об их безопасности.
И как это было все 45 лет моей педагогической карьеры, в первый день учебного года проедет по нашему школьному двору повозка, запряженная лошадьми, а в повозке – так называемая «золотая пара». Это когда рядом сидят ученик выпускного 11-го класса и его брат или сестра – первоклассники.
А если кто-то из родителей решит, что его ребенку не стоит идти в школу, он имеет полное право оставить его дома.
Это касается и других рекомендаций Роспотребнадзора, которые надо не формально выполнять, беря под козырек, а действовать разумно, чтобы и безопасность сохранить, и настроение людям создать.
– В списке рекомендаций Роспотребнадзора содержится предписание сократить число учащихся в классе. К чему, по Вашему мнению, может привести выполнение этого требования?
– У меня встречные вопросы: где мы возьмем дополнительное количество педагогов и чем мы будем им платить в условиях нормативно-подушевого финансирования? Где мы возьмем дополнительные помещения? То есть это выполнить нереально.
Я сторонник комбинированной формы обучения. Вот этот опыт онлайн-обучения (не было бы счастья, так несчастье помогло) стал для нас хорошей закалкой. Во-первых, чтобы ресурсно обеспечить детей, мы выдавали всем нуждающимся ноутбуки. Во-вторых, еще задолго до этой ситуации подавляющее большинство московских учителей прошло обучение в Московской электронной школе. То есть они оказались готовы к работе в дистанте, и это сработало, правда, не везде, поскольку существует цифровое неравенство.
Вот, предположим, нас накрывает вторая волна пандемии осенью, и в этой ситуации возможен гибридный способ решения проблемы, когда одна половина школы занимается онлайн, а другая офлайн, а потом они меняются.
Тогда есть шанс развести потоки учащихся в крупных столичных образовательных комплексах.
Кроме того, Закон «Об образовании в РФ» позволяет организовать разные варианты обучения: очное, заочное, очно-заочное и вообще перейти на семейное обучение. Решение вправе принимать родители.
– Минпрос предлагал учителям старше 65 лет преподавать только в дистанционном формате.
– Идея хорошая, но надо понимать, что значительная часть учителей России именно такого возраста. Успеем ли мы подготовить более молодую смену, которая войдет в классы? То есть это предложение оторвано от реалий школьной жизни.
– Ведутся споры о том, что дети могут носить маски на добровольной основе, а для учителей – это обязательная норма.
– В нашей школе персонал научен убирать и дезинфицировать помещения, имеются тепловизоры, антисептики, и родителям это не будет стоить ни копейки, все московские педагоги сдают тест на коронавирус. Например, старшеклассники по 8 часов в день находятся в школе, и носить все это время маску нереально.
В то же время обратной дороги нет: мы все зависим от коронавируса, и новые вирусы будут появляться, поэтому администрации школ должны быть готовы к разным вариантам, проявляя гибкость в своих решениях. В своей школе мы имеем разные варианты расписания на все случаи жизни. И готовиться надо не 31 августа, а заранее, чтобы потом не сесть в калошу.
– Профсоюз «Учитель» выступил с обращением против «добровольно-принудительной» вакцинации педагогов. Вы разделяете такую позицию?
– Никто не имеет права заставить учителей делать прививку. Это личное дело каждого человека, и профсоюз «Учитель» в данном случае абсолютно прав.