Качество образования // Новость

Образовательные учреждения Алтая готовятся к смешанному формату обучения

  • 13 августа 2020

Образовательные учреждения Алтая готовятся к смешанному формату обучения
Фото: edu.1sept.ru

Как учителя пережили переход на дистанционное обучение и какие планы на будущей учебный год рассказала Александра Бускина.

Заведующая лабораторией цифровой педагогики АИРО Александра Бускина рассказала, с какими проблемами столкнулся край при переходе на дистанционное обучение. Об этом она поделились в интервью с «МК на Алтае».

Первой проблемой стало обеспечение стабильной образовательной среды для учащихся со стороны учителей, которые не работали с цифровыми платформами. Вторая проблема – это переформатирование расписания и составление рабочих программ. Нужно было решить, как переформатировать весь учебный план, чтобы обеспечить живость и продуктивность обратной связи с детьми, как помогает учебная аналитика для работы с трудностями, и найдется ли место неформальности и живости взаимодействия в то же время, чтобы удерживать высокие результаты.

– Это очень важные вопросы, учителя их задавали нашим методистам, преподавателям института. На фоне новых интенсивных процессов важно было, чтобы проявился энтузиазм и позитивный поворот к вариантам удаленного обучения, – говорит Александра.

Также она добавила, что большую роль играют учителя, которые уже взаимодействовали с цифровыми форматами, такими как Яндекс.Учебник. Они пользовались этими форматами во время сезонных вспышек ОРВИ или при подготовке детей к экзаменам или олимпиадам. Компетенция таких учителей в разы выше, чем у тех, кто скептически относился и относятся к цифровым форматам.

Многие учителя пользовались системой «Вот вам домашнее задание в электронном дневнике по учебнику, вышлите фотографии ответов на электронную почту». Такой подход нуждается в анализе взаимно достигнутых или недостигнутых результатов. Другой подход попробовали педагоги из различных школ края. Их главной целью было не только «доставка знаний». Им удалось перейти к разработке новых форм организации групповой работы в режиме реального времени с опорой на сервисы WEB 2.0, системы взаимопроверок, проектной деятельности с элементами вовлечения и геймификации. В число таких учреждений входит и Бийский лицей-интернат.

– Важным моментом было то, что еще в конце марта в режим штаба перешла работа профессиональной команды со стороны Министерства образования и науки Алтайского края, Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова и Института цифровых технологий и оценки качества образования. Работала единая горячая линия по вопросам удаленного обучения, каждая школа создала для своих подопечных также горячие линии, что оказалось очень важной практикой, – добавляет заведующая лабораторией.

По горячей линии министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко решал вопросы еженедельно с педагогами и родителями. В итоге было составлено 4 метода обучения детей, в зависимости от их возможностей. А это дало цельную картину каждого учащегося.

Также были технические проблемы в связи с тем, что 80% школ находятся в сельской местности и не имеют возможности использовать широкополосный Интернет. Также есть учащиеся, которые не имеют в своем распоряжении необходимых гаджетов. В каждом регионе свои цифры. И эта цифра по общему региону была снижена. Школы задействовали все инструменты, чтобы каждый обучающийся смог продолжить свое обучение в полной мере, как это позволяет сделать ситуация в мире.

Когда не было возможности оплатить Интернет или получить устройство, несколько локальных провайдеров Алтайского края взяли на себя миссию: оплачивали Интернет детям, семьям, у которых есть трудности с обеспечением Интернета. Проблемы с обеспечением техникой решались выдачей на дом устройств.

Также без помощи не оставили и преподавателей. Для них ввели курс «Учимся онлайн», где есть своя горячая линия, можно задавать вопросы онлайн и там же получать ответы. Также была возможность задавать свои вопросы в WhatsApp, где можно было обмениваться полезной информацией и помогать друг другу. Например, там выкладывали советы методистов о том, как перестроить расписание, чем отличается расписание очного урока от дистанционных форм, как сгруппировать задание, каждый ли день меры контроля знаний использовать. Это смогло закрыть все теоретические вопросы.

– Педагоги спрашивали, кто в нашей школе/селе/городе работает с цифровыми ресурсами, просили контакты, а потом взаимодействовали между собой, внутри сообщества, что очень важно. Ключевая фигура – учитель, который готов не просто находиться в состоянии неизбежного принятия, а который рефлексирует, готов взаимодействовать, чтобы меняться, – добавляет к теме Александра.

Учителя проходили тест от Яндекса «Я Учитель», который помог многим преподавателям, так как после его прохождения давались различные рекомендации. Также преподаватели использовали различные сервисы. Помимо «Яндекс.Учебника» были освоены сервисы Учи.ру, Российская электронная школа, Мобильное электронное образование, Я Класс, SkyeSmart, Фоксфорд. Была возможность сравнить разные сервисы.

– Во-первых, учителям была важна доступность, возможность сразу освоить алгоритм обучения и новых видов взаимодействия с учениками. Важна хорошая методическая поддержка в виде ресурсов, инструкций, справочников, круглосуточной поддержки. Во-вторых, экспертная оценка, основанная на исследовании эффектов обучения с помощью таких сервисов и признанность в педагогическом сообществе. В-третьих, не просто текущее решение учебных задач, а аналитика и нацеленность на результат, работу с трудностями и потерей мотивации, – уточняет Александра.

Сейчас же школы готовят к смешанному формату обучения. На постоянной основе проходят онлайн мероприятия, которые направлены на реализацию смешанного обучения.

– У нас в институте сейчас реализуется линейка программ повышения квалификации, целенаправленно формирующих опыт работы с моделями синхронного и асинхронного обучения с использованием цифровой образовательной среды – от вопросов, как организовать по-новому письменную работу, лабораторные работы, к разработке новых вариантов организации групповой работы, системы взаимопроверок, проектной деятельности, – говорит Александра Бускина.



Новости





























































Поделиться