Качество образования // Статья

5 технологий активного обучения для формирования навыков «4К»

  • 21 июля 2020

5 технологий активного обучения для формирования навыков «4К»
Фото: innovativemedicine.com

Что это за методы и как их применять? Рассказывает доктор педагогических наук, преподаватель курсов повышения квалификации «Фоксфорд.Учителю» Татьяна Фещенко.

В 2015 году в ЮНЕСКО сформулировали цели устойчивого развития общества, где главными образовательными результатами были названы знания, умения, креативность, интеллект и социальный интеллект. На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют так называемые навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно.

Технологии, развивающие эти навыки, известны довольно давно, педагоги пользуются ими с конца XX века. Со временем в моду вошли новые технологии: «воркшоп», «сторителлинг», «перевернутый класс», «смешанное обучение», openspace, цифровые форматы обучения. Классические методики незаслуженно отошли на второй план, хотя они демонстрируют отличные результаты, а их применение вышло далеко за рамки учебного процесса. Давайте разберёмся, что это за технологии.

РКМЧП

За этой аббревиатурой скрывается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технологию в конце XX века разработали в США, в России и других странах её стали внедрять в 1997 году при поддержке Международной ассоциации чтения. Сегодня методиками РКМЧП пользуются преподаватели всего мира.

Технология РКМЧП формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Главная цель её применения – развитие интеллектуальных способностей школьника, позволяющих ему учиться самостоятельно. Суть технологии можно выразить условно, назвав её «Правило трёх П»: познакомиться, понять, применить. Это правило и легло в основу трех этапов применения методики.

  • «Вызов»: учащиеся вспоминают, что они уже знают по теме, определяют цели изучения.
  • «Осмысление»: здесь происходит осмысленная работа ребёнка с материалом (текстом, видео или речью), учащийся обязательно делает отметки, составляет таблицы, ведёт дневник, чтобы преподаватель понимал, как идёт процесс. Для работы на этом этапе существует множество отдельных методов.
  • «Рефлексия»: школьник формирует отношение к тексту, высказывает его в своём материале или в процессе обсуждения.

Шесть шляп мышления

Этот метод разработал во второй половине XX века британский психолог Эдвард де Боно. Он заметил, что, когда человек сталкивается с практической задачей, возникают три основные трудности в мышлении:

  1. Эмоции: часто человек руководствуется именно чутьём, ощущениями и предрассудками;
  2. Беспомощность: может возникнуть непонимание, что делать и как думать об этой задаче;
  3. Путаница: человек старается держать в голове сразу много процессов, но получается хаос.

Технология де Боно позволяет контролировать эмоции, даёт структуру мышления, избавляя от беспомощности, и направляет поток мысли, чтобы не было хаоса.

Метод шести шляп делит мышление на шесть же подходов, каждому из них соответствует шляпа определённого цвета. Чтобы переключиться на определённый режим, школьник должен надеть воображаемую шляпу нужного цвета и ответить на соответствующие вопросы.

  • Красная шляпа эмоций: «Что я чувствую по этому поводу?»
  • Желтая шляпа преимуществ: «Почему нужно сделать именно так? Каковы преимущества? Почему можно так сделать? Почему это должно сработать?»
  • Черная шляпа осторожности: «Правда ли это? Это точно сработает? В чем могут быть недостатки? Что мы можем сделать неправильно?»
  • Зеленая шляпа творчества: «Какие ещё могут быть идеи? Что ещё можно сделать? Какие альтернативы?»
  • Белая шляпа информации: «Что мы знаем об этом? Какая ещё нам нужна информация?»
  • Синяя шляпа мышления: «Чего и как мы достигли? Что нужно сделать дальше?»

Если педагоги просят школьников о чём-то подумать, последние часто теряются. Но если предложить им посмотреть на предмет с помощью шести шляп, они начнут воспринимать всё гораздо шире. Предлагая надеть, снять, поменять шляпу, модератор делает мышление всесторонним и управляет его направлением.

Кейс-метод

В современном виде технология зародилась в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучение пришла в 1920-е годы. Впервые кейс-метод применили во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе.

Кейс-метод подразумевает, что ребёнок рассматривает конкретную ситуацию, связанную с практической проблемой без однозначных решений. Чтобы предложить своё видение, школьнику приходится вспоминать всё, что он знает на эту тему и что может пригодиться для решения. Главное – подобрать или создать сам кейс так, чтобы в нём отражался комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Один из простых примеров кейса по литературе: школьникам дается отрывок текста, в котором заключена определённая нравственная проблематика, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше.

Работа с кейсом в учебном процессе включает в себя несколько этапов:

Учитель во время решения кейса может выбрать разные стратегии поведения: давать ключи к разгадке в виде дополнительных вопросов или информации, вообще ничего не делать и наблюдать за работой школьников, или даже самостоятельно озвучить ответ.

Проблемное обучение

«Проблемное обучение» как образовательная технология появилось в 60-е годы прошлого столетия, однако само по себе понятие возникло ещё во времена Сократа. Суть этой технологии – ребёнок самостоятельно, но под руководством педагога, решает учебную проблему.

Учебная проблема или проблемная ситуация в данном случае – это противоречие, например, между старыми знаниями и новыми фактами, теорией и практикой, знанием и незнанием, когда известные методы и приёмы не позволяют решить проблему. Чтобы снять противоречие, школьник проводит поиски и исследования. Например, на уроке биологии предлагается вопрос: «Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и всё живое засыпает?» При обсуждении вопроса выявляются противоречивые мнения детей, и исследование помогает разрешить противоречие.

Проблемная ситуация отличается от кейса тем, что последний не ставит перед учениками проблему в чистом виде, и им необходимо добраться до неё из описания кейса. При этом кейс не всегда предполагает разрешение противоречия, а технология проблемного обучения, в свою очередь, предполагает более глубокую погружённость в решение.

Ментальная карта

У этой технологии много названий: ментальная карта, mind map, интеллект-карта, умная карта, карта памяти Тони Бьюзена… Тони Бьюзен – английский психолог, который во второй половине XX века изучил опыт мышления Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Томаса Эдисона и многих других, соединил его с современными технологиями в области памяти и представил технологию Mind Map. Сегодня это один из самых популярных способов работы с информацией, которым пользуются миллионы людей.

Метод «Интеллект-карты» – это практичный и результативный способ визуализации мышления и записи. Ее можно применять для создания новых идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего ещё.

Один из секретов успеха этой технологии – интеллектуальные карты заставляют эффективно работать оба полушария. Информация в виде разноцветных рисунков воспринимается правым полушарием, связи между ними – левым полушарием. Такое использование мозга обеспечивает запоминание и упорядочивание воспринимаемой информации.

В работе со школьниками эту технологию удобно использовать для визуализации сложных систем. С помощью ментальной карты можно получить целостную картину процесса решения возникающей проблемы или задачи и отыскать новые ассоциации. Это может быть как индивидуальная, так и командная работа в группах по 5–7 человек.

Люди должны научиться понимать сложный мир, в котором они живут, должны быть способны сотрудничать и действовать, чтобы менять мир к лучшему. Проверенные технологии, развивающие креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию, помогут учителю создать все условия для становления такого «устойчивого человека XXI века».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube