Родители // Колонка

«Не хотеть поступать, пахать, работать, участвовать в олимпиадах – это нормально»

Как родители подростков могут помочь своему ребёнку.

«Не хотеть поступать, пахать, работать, участвовать в олимпиадах – это нормально»
Фото: ntk.moy.su

Когда ко мне обращаются с криком души «он ничего не хочет!», я, во-первых, вспоминаю, как сама в девятом классе месяцами прогуливала школу, потому что не было ну никакого желания и понимания смысла этого всего... И это притом что я очень любила свою школу и учителей, но в какой-то момент я перестала видеть свет в конце тоннеля. Он появился только в десятом классе, когда я влюбилась в мальчика из 11-го, который планировал поступать на стомат, участвовал в олимпиадах и научно-практических конференциях. Тогда я тоже захотела чего-то и вылезла из раковины. Тоже побеждала в олимпиадах и занимала первые места в крутых школьных конференциях, делала первые научные работы о байронизме в творчестве Пушкина и о влиянии компьютера на психологическое и физиологическое состояние человека (работы, кстати, были оооооочень крутыми, до сих пор ими горжусь).

А во-вторых, всегда очень хочу спросить родителей – а чего вы сами хотите?

И теперь давайте честно. Поднимите ручки те, кто хочет отдыхать, путешествовать, играть в компьютерные игры (для поколения ~30 лет), общаться с друзьями... а не вот это всё (работа-дом-работа)?

И теперь поднимите ручки те, кто реально хочет работать, развиваться, ходить на лекции и курсы, экзамены какие-то сдавать?

Так вот, нормально не хотеть. Не хотеть поступать, пахать, работать, участвовать в олимпиадах. Нормально играть в компьютерные игры целыми днями, если только в этом пока есть ресурс. Нормально не знать, какой ЕГЭ ты хочешь сдавать. И нормально не хотеть получить высшее образование, ведь дети видят в мире вокруг столько примеров того, что это вообще было не нужно.

Нормально быть ёжиком-ёжиком в 16 лет и отрицать всё и вся. Нормально.

Что мы, взрослые, можем сделать, чтобы помочь?

Принять

Принять то, что ребёнок потерял свой путеводный клубочек и пока не нашёл новый. Понять то, что в душе у него сейчас пустота и раздирающее непонимание. Любить эту нехочуху всем сердцем.

Прекратить давление

А также причинение добра в стиле «а вот тебе ещё репетитор, а то по математике двойка». Выдохнуть. И пусть будет двойка по математике, это не конец жизни и она вообще ни на что не влияет на самом-то деле. Понять, что ребёнку сейчас капец как тяжело. Он подросток, и он запутался в этом мире, у него там внутри такая жесть, этакое леденящее одиночество, а вы с репетитором. Ну куда там репетитора пихать? Там полная переоценка ценностей идёт сейчас, поиск собственных смыслов, там чёрное внезапно стало белым, а хорошее – плохим. Всё стало слишком значимым и слишком непонятным. Не знаю, помните ли вы себя в переходном возрасте... я вот помню, как мне было тяжело.

Аккуратно разговаривать о нём

О нём, не об учебе, не о поступлении, а о нем. Чем он занимался, что интересного было, что он читает, о чем компьютерная игра, как дела у друзей, что он хочет на ужин, что ему хотелось бы делать на выходных, куда он хочет поехать летом, хочет ли он сыграть в настолку всем вместе или посмотреть фильм?

Вначале он будет букой. Ничем не занимался, ничего не хочет. Отлично, спасибо за ответ. Принимаем. Дышим. И, не опуская руки, ищем ключики и новые способы взаимодействия. Может, вы друг другу записки писать будете, если общаться голосом тяжело?

Не наказывать

Общаться. Мотивация «ты не пойдёшь, я заберу телефон, ты не поступишь, я перестану...» – это отвратительно, и всё, чего вы добьётесь этим, это защита. От такого приходится защищаться. Нужно оберегать себя... от родителей. Понятно, что вы сильнее и что у вас есть методы воздействия. Но не вам ими пользоваться. Наказания и отрицательная мотивация разрушают нормальные, доверительные, человеческие отношения.

Услышать его мысли

Услышать, почему он не хочет делать уроки. И только тогда высказать свою точку зрения, почему вы считаете, что это важно. И нифига не факт, что это будет для него авторитетно. Но важно, чтобы в этом разговоре были обе стороны, а не просто вы ругаетесь.

Любить

Любить – это не пытаться изменить, навязать свою точку зрения, воспитать, принудить. Любить – это принимать, слышать и слушать, делать всякие приятности, искренне помогать, когда есть на это запрос, давать возможность идти своим путём и проживать свою жизнь.

И, возможно, его подростковый план будет нам не по нраву. Ну что ж. Вот такой он. Взрослый, осмысленный план отдельной личности. Такой же, какой был у вас в Х лет. Такой же кривой.

Я обнимаю вас, родители подростков. Вам сейчас трудно, держитесь. Я бы хотела написать, что дальше будет легче... но не будет.



Новости





























































Поделиться