Образовательная политика // Колонка

«Никто не собирается ставить “пятерку” за доброту или “четверку” за патриотизм»

Что будет, если воспитание станет частью образовательных программ.

«Никто не собирается ставить “пятерку” за доброту или “четверку” за патриотизм»
Фото: zen.yandex.ru

21 мая президент России Владимир Путин предложил внести поправки в закон «Об образовании» в части организации воспитательной системы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию учеников. Регулировать воспитание будет рабочая программа и календарный план, которые должны будут разработать и утвердить образовательные учреждения. Это означает, что образовательные программы подлежат приведению в соответствие с законом не позднее 1 сентября 2021 года.

Родителей волнует, что детей начнут проверять на воспитанность. Никто не собирается ставить «пятерку» за доброту или «четверку» за патриотизм. Проверять будут созданные условия для того, чтобы эти программы эффективно можно было реализовать в образовательной организации. Поэтому градус обсуждения того, что волнует родителей, можно сделать потише. Подлежит проверке соответствие содержания программы тем приоритетам, которые отражены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением правительством РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Воспитание должно соответствовать требованиям стандарта всех уровней образования.

Важна обоснованность специфики программ, вариативность содержания, форм, методов, которые позволят отличить программу одной школы от программы другой. Необходимо уходить от шаблонного характера программ. Ведь не секрет, что на сегодня самая типичная ошибка в программах воспитания – это отсутствие специфики программы, социокультурных особенностей региона, учета интересов детей. Пришло время посмотреть на ребенка. Вся система образования нацелена на то, чтобы ребенка был образован. А образование состоит из двух частей – воспитание и обучение. К этому стремятся прогрессивные педагоги и вся система в целом.

Мы недостаточно используем потенциал семьи. Есть очень творческие увлеченные семьи, которые готовы организовать событие для всего класса. И вот этот вечный спор: что важнее – школа или семья. Старая поговорка гласит: не надо воспитывать своих детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя! Семья своим правильным поведением воспитывает ребенка.

Нельзя не отметить важность наличия в школе пространства для детских инициатив. Им нужно пространство, куда дети могли собраться для обдумывания своей инициативы, им нужно разработать план действий. К сожалению, не всегда в школе есть такое пространство. Например, для того чтобы сделать спектакль, нужна сцена, пространство для репетиций, костюмерная.

Событие в душе ребенка должно оставлять позитивный след. Участие детей в мероприятиях малых сообществ своего города или села, в традиционных школьных мероприятиях сохраняет преемственность поколений, дает возможность относиться к школе как к родному дому, именно этим программы будут отличаться друг от друга.

Большую роль в возникновении предпосылок к позитивной социализации играют детские общественные организации, где ребенок может почувствовать себя взрослым. Навыки самоорганизации и общественно полезные дела позволят противостоять влиянию асоциальной среды и не нарушать закон.

Следует особое внимание обратить на разнообразие форм, на вариативность, на возможность выбора для детей. Если ребенка через силу заставляют делать то, что требует взрослый, – это педагогическое поражение. Формально проведенное мероприятие, когда ничего в душе ребенка не осталось, может принести не пользу, а вред. Мероприятия должны проводиться в форме, которая нравится детям. Например, в форме длительной игры в течение целого года, где дети сами придумывают сюжет, выбирают и исполняют роли.

Высший пилотаж воспитательной работы – когда взаимодействие взрослых и детей приносило общую радость от совместного результата.



Новости





























































Поделиться