Дистанционное обучение // Колонка

Сетевая революция в образовании свершилась

Что придет на смену устаревшей классно-урочной системе

Сетевая революция в образовании свершилась
Фото: crimea-life.ru

Как известно, кризисы создают условия для быстрой оценки сложившейся ситуации, новых возможностей и быстрого принятия решений, на которые ранее уходили годы.

Так же сложилась ситуация и с цифровым образованием, о котором мы говорим уже более 20 лет, а оно свершилось, стало реальностью в течение апреля 2020 года, что позволило по-новому посмотреть на методологические, организационные и методические основания новой реальности образования.

Особенности сетевого образовательного пространства

В основе кардинальных перемен во всех сферах нашей жизни и деятельности лежит стремительное развитие сетевых технологий, которые, собственно говоря, является основой технологической революции. Не случайно развитие компьютерных сетей по значимости сравнивается с развитием сети автомагистралей в США и Европе в 60-е годы XX века.

Цифровая сеть, интегрируя различные сервисы, позволяет многократно повысить эффективность решения разнообразных задач, существенно экономя время и затраты. Развитие сетевой инфраструктуры объединяет людей независимо от места проживания в соответствии с общностью их интересов.

Собственно, сетевые технологии и являются драйвером образовательной революции, играя роль печатного станка Гуттенберга, они предоставляют:

  • беспрецедентные возможности коммуникации, взаимодействия и совместной деятельности в удобное время, месте и темпе, и пр.;
  • безграничные и удобные возможности получения любой информации и знания.

Страхи, что все образование уйдет в дистант, учителя будут не нужны и пр., я думаю, окончательно развеялись в течение апреля 2020 года. Но остаются вопросы: как поставить сеть на службу образованию? Как адаптировать образование к сетевым технологиям?

Думаю, всем уже очевидно, что «оцифровка» традиционного образования – не выход.

Нужны более серьезные, научно обоснованные решения. Они сегодня рождаются не в кабинетах чиновников, а в повседневной практике миллионной армии учителей-предметников, анализируются и обобщаются немногими учеными, исследующими новые образовательные феномены, современное детство, особенности развития высших психических процессов человека и пр., которые затем превращаются в продукты цифровых платформ, образовательных стартапов.

Вопросы, которые сегодня важно решить: как найти разумное соотношение (сочетание) сетевых и образовательных технологий, современных методов обучения и лучшего опыта традиционной школы, конструктивные варианты их применения.

Сегодня проходит экспериментальная проверка разнообразных образовательных моделей, лучшие из которых, успешно прошедшие испытания сотен тысяч и миллионов учителей и обучающихся, придут на смену действующей модели классно-урочной системы.

Традиционная модель школы сфокусирована на общих требованиях к знаниям, умениям и навыкам, организации процесса учения и обучения, нацелена на единство методов и подходов, не допускавших учет интересов и запросов обучающихся. Она отражает особенности уровня технологического развития, аграрно-индустриального, индустриального этапов развития общества, когда книга, газета, печатные материалы и почта были основными способами обеспечения доступности и передачи знания.

Эпоха сетевых технологий, всеобщего интернета создали ранее недоступные возможности общедоступности знания и сетевого взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Сеть влияет на мышление, поведение, самоидентификацию человека. Снижается роль традиционных и происходит активное формирование новых навыков – одни незаметно исчезают, другие трансформируются, третьи также незаметно становятся нормой – существенно меняется система ценностей, формируемая в сетевом взаимодействии и совместной деятельности людей.

Сеть, породившая новые сетевые средства массовой коммуникации, хранения и передачи информации с постоянно обновляемыми богатейшими информационными ресурсами, определяет нарастающую привлекательность образования и непрерывного учения для человека. Сеть мотивирует обучающихся быть пытливыми исследователями, готовыми к взаимодействию с другими участниками сети при решении различных задач, открытыми к инновациям.

Образовательный процесс в сети обеспечен бесконечным разнообразным учебным материалом – видео, аудио, иллюстрациями, учебными и научными текстами, играми, лабораториями, симуляторами и пр., которыми богат интернет.

Сеть представляет обучающимся возможность учения в любое удобное время, в любом месте и темпе, погрузиться в бесконечный океан контента и решать образовательные задачи индивидуально или в команде в соответствии со своими способностями, запросами и интересами.

Одновременно и учителя, используя сетевые ресурсы, могут готовиться к урокам в удобное для себя время дома, на работе или в ином месте, использовать необходимые материалы, неизменно обогащая образовательный процесс. Они постоянно в курсе последних изменений в своей сфере деятельности (в отличие от традиционных учебников), разнообразят свою деятельность самыми современными материалами, что крайне важно в эпоху стремительных изменений, когда обучающиеся зачастую раньше учителей узнают о последних инновациях, открытиях, событиях, изобретениях.

Кроме того, формируются новые формы взаимодействия учитель – ученики, обеспечивающие большую вовлеченность последних в образовательный процесс формирования навыков саморазвития, самоорганизации и саморефлексии.

Что является ограничителем возможностей традиционного образовательного процесса? Временные рамки урока, помещения классов и школ, доступность учебных материалов, в т.ч. цифровых, невозможность применения разнообразных методик и образовательных технологий, коммуникация учитель-класс, а не персонализированные взаимодействия с обучающимися и пр.

Сеть разорвала эти ограничения, «разрушив» стены классов и школ, объединив учителей, обучающихся, семьи, предоставив безграничное пространство знания, кладезь образовательных ресурсов, самые современные, в т.ч. и образовательные технологии. Здесь нет ограничений пространства и времени, в течение секунды можно получить доступ к лекциям крупнейших ученых, произведениям искусства, проконсультироваться, найти друзей, сформировать проектную команду и прочие возможности, предоставляемые сетью.

Сеть объединяет людей по их запросам, интересам и вкусам, делает инновационный опыт учителей, современные учебные материалы, новейшие модели организации уроков общедоступными.

Таким образом, к ключевым особенностям сетевого образовательного пространства, сетевого образования можно отнести: открытость, прозрачность, возможности коммуникации и совместной деятельности, взаимодействие всех участников образовательных отношений, возможность поделиться опытом, доступность избыточного адаптивного вариативного образовательного контента и др. учебных материалов, эффективную технологическую поддержку, персонализированное обучение и учение. Ну и главное – равные образовательные возможности для каждого обучающегося и педагога.

Сетевые сообщества обучающихся

Сетевое образование позволяет не только создавать формальные и неформальные сообщества обучающихся по образовательным задачам и личным интересам в рамках основной образовательной программы и программ дополнительного образования, но и любым интересам, формам и видам деятельности. По сути уже в раннем детстве закладываются основы самоорганизации, самообразования, саморазвития и рефлексии на протяжении всей жизни в узнаваемой среде. Школьные платформы должны быть открытыми, здесь не может быть «единственного решения». Это противоречит логике сети, философии сетевой жизни.

Деятельность в сетевых сообществах существенно влияет на этику, нормы и правила поведения, систему ценностей, особенности взаимодействия и пр. Обучающиеся – участники сетевых сообществ, как правило, не всегда хорошо знакомы, не испытывают доверия в отношениях, соответствующего тому, которое есть в реальной «Face&Face» коммуникации. Здесь по мере вовлечения новых участников сообщества (причем разного возраста) формируются взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и деятельности, работы в проектных командах с распределением ролей участников и пр.

Целью организации взаимодействия и сотрудничества в сети, включая режим удаленного доступа, является в том числе преодоление недостатка межличностного общения через совместную деятельность, учение, презентацию результатов и обретение новых друзей.

По сути дела, сеть играет важную дополняющую (обогащающую) вспомогательную роль в педагогической деятельности, обеспечивая эффективную коммуникацию и взаимодействие, способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, углубляет и расширяет отношения между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами и семьями.



Новости





























































Поделиться