На круглом столе в рамках конференции ММСО-2020, которая в этом году прошла онлайн, специалисты обсудили вопрос о том, как искусственный интеллект может помочь педагогу в его деятельности. Членами дискуссии стали гендиректор ООО «Энбисис» Дмитрий Бубнов, завкафедры математики гимназии «Сколково» Алексей Зайцев и руководитель проекта Яндекс.Учебник Евгений Лурье.
Спикеры обсудили, какие образовательные решения существуют в данный момент и чего им не хватает, затронули вопросы сбора информации, на основании которого действуют алгоритмы искусственного интеллекта.
О том, как современные технологии становятся эффективным педагогическим инструментом, рассказал руководитель Яндекс.Учебника Евгений Лурье. Спикер отметил, что электронные учебники имеют ряд преимуществ. Они гораздо быстрее совершенствуется и подстраиваются под новые реалии, потому что их наполнение не привязано к издательскому циклу, как у обычных книг. Кроме того, искусственный интеллект помнит все действия ребенка и поэтому может предложить ему задание, подходящее не только по теме, но и по уровню сложности – и это крайне удобно для учителя.
Евгений Лурье, руководитель Яндекс.Учебника: «У учителя стоит задача, например, завтра выдать детям задание по программе. Какие задания предложить, всем ли одни и те же? Как учесть предыдущий опыт? С такого рода задачами могут помогать технологии, связанные с искусственным интеллектом. Яндекс.Учебник – это продукт, основанный на школьной программе. Система, основываясь на простых данных – времени, которое ребенок потратил на теорию и на выполнение заданий, оценки учителя – дает возможность педагогу выдать каждому ребенку такие задания, чтобы он мог глубоко разобраться в теме. Мы за то, чтобы сосредоточиться на качестве того, что «стоит под капотом», чтобы ребенку интересно, как он действует».
Недавнее совместное исследование Яндекс.Учебника и НИУ ВШЭ показало: образовательные результаты школьников, использующих цифровой задачник, выше, чем у их сверстников. Особенно это видно в конце года у тех, кто изначально показывал слабые результаты.
В будущем роль искусственного интеллекта в образовательном процессе, несомненно, будет расти. И все больше внимания будет требовать не только технологическая, но и содержательная часть. Задача тех, кто занимается цифровым образованием сейчас – проектировать новый, отдельный образовательный опыт, который не идентичен работе в классе или с бумажными учебниками. Важно прорабатывать интерактивное взаимодействие, на котором зиждется образовательный процесс: учиться через экран объяснять абстрактные понятия.