Инициатива ФГОС 4.0 // Расшифровка

Марина Ракова: Пока образование будет вытягивать из прошлого содержание, мы не получим того результата, на который нацеливается ФГОС 4.0

  • 23 мая 2020
  • 6008

Марина Ракова: Пока образование будет вытягивать из прошлого содержание, мы не получим того результата, на который нацеливается ФГОС 4.0
Фото: twitter.com

23 мая 2020 года на общероссийском экспертном сетевом семинаре «Инициатива ФГОС 4.0: экономика образования» вице-президент публичного акционерного общества «Сбербанк» Марина Ракова выступила с провокационными тезисами к обсуждаемым вопросам.

Марина Ракова отметила важность заявленной темы и подчеркнула, что от экономики зависит массовый переход на онлайн-образование и то, будет ли цифровым ФГОС 4.0.

Также она подчеркнула, что никакое онлайн-образование не может заменить традиционную модель взаимодействия «ученик-учитель», если речь идёт о качественном образовании.

«Самым дорогим и самым качественным останется формат “ученик-учитель”. По статистике, лишь 4% слушателей завершают образование в режиме онлайн, потому что онлайн не работает», – заявила Марина Ракова.

Она напомнила, что ФГОС 2.0 замечательно описывает творческие возможности для работы учителя и ученика. Но главная проблема заключается в разрыве процесса обучения от того, что мы требуем в конце на государственной аттестации. Каждый учитель вынужден ориентироваться на содержание ЕГЭ.

«Вопрос заключается не в вариантах стандарта, не в экономике, а в определенной модели, по которой мы движемся. Эту образовательную модель задает ЕГЭ», – отметила Марина Ракова.

По словам эксперта, к этому добавляется экономический критерий, определяющий текущую ситуацию. Он заложен в правовую, нормативную и экономическую базу. Это учебники – источник знаний для обеспечения образовательного процесса.

«К сожалению, они не соответствуют тому представлению о контенте, который нам необходим для того, чтобы развивать разнообразие, формировать компетентную личность. Эта индустрия монополизирована, рынка не существует, а если нет источника нового знания, нового контента, направленного на разнообразие, то у нас ничего не получится», – констатировала Марина Ракова.

По словам эксперта, попытки создания такой индустрии предпринимаются, но существуют правовые и экономические ограничения. Учителям, родителям и ученикам необходимо предоставить новый контент для достижения тех результатов, о которых идёт речь на этой дискуссии. «Прозвучало огромное количество слов о разнообразии, о ценностях разных форм, но на практике взрослые своим паттерном не могут показать детям потребность в разнообразии, в индивидуальных траекториях. Наши дети лишены элементарного навыка выбора, они не задают себе вопросы: “Зачем? Почему?”. На мой взгляд, в методологии, методике и дидактике на первый план выходят вопросы, как научить детей ценить, понимать и реализовывать разнообразие», – заключила Марина Ракова.

Также она подчеркнула, что при формировании финансово-экономической структуры под образование будущего необходимо формировать стабильный коллектив. Если мы будем стремиться к тому, что чтобы ребенок осуществлял огромное количество проб в разных коллективах до 7-го класса, то фактически мы отказываем ему в достижении больших целей, которых можно достичь только в коллективе.

Марина Ракова рассказала, что Сбербанком на благотворительной основе была предложена помощь губернаторам, чтобы дети смогли учиться онлайн. За три недели на платформе Сбербанка были развернуты модели персонализированного образования на 2234 школы. Марина Ракова подчеркнула, что это ни в коем случае не говорит о том, что нужно только дистанционное образование. По её словам, только смешанное обучение может привести к повышению качества массового образования.

«Хочу поделиться обратной связью от наших пользователей. Половина из 40 тысяч учителей, которые начали работать с нашим инструментом, положительно оценили опережающий контент, который содержит платформа, учитывая то, что происходит не только сегодня, но и то, что будет происходить завтра», – отметила эксперт.

Также Марина Ракова отметила, что 50% учителей не готовы работать с опережающим контентом. Им всё ещё нужно быть транслятором того, что написано в параграфе учебника.

«Это еще одна точка, которая определяет фокус при формировании финансово-экономических механизмов ФГОС 4.0. Стандарт должен учитывать болевую точку – это обучение учителя и предоставление возможности войти в экосистему настоящего и опережающего контента», – подчеркнула эксперт.

По словам Раковой, пока образование будет вытягивать из прошлого содержание, транслировать и ретранслировать это детям через учителей, мы не получим того результата, на который нацеливается ФГОС 4.0.

Марина Ракова считает, что со стороны государства не происходит ранжирования, финансовые средства вкладываются абсолютно одинаково на каждого, без учета того, что потребности у ребят совершенно разные.

«Объем средств должен двигаться в соответствии с тем, что действительно востребовано и необходимо каждому конкретному ребенку. Это станет возможным только тогда, когда мы научим учителей разнообразию, привьем ценность и важность разнообразия в детской и родительской среде. Это отдельный блок работ, который необходимо включать в экономическую модель», – подчеркнула она.

В заключение Марина Ракова обозначила три основных контура при формировании инициативы ФГОС.

Во-первых, на сегодняшний день мы не можем включить опережающий контент в объекты нематериального актива, которые смог бы приобретать и отдельный учитель, и школа для осуществления общеобразовательных программ. Только учебники не дают возможности создать личность с компетенциями, необходимыми для XXI века.

Во-вторых, необходимо изменить систему монополизации предоставления источников знаний для реализации образовательных программ, перейти к модели опережающего контента, поддерживающей разнообразие, и выгрузить это в школу.

В-третьих, серьезная перманентная работа предстоит по формированию экосистемы для педагогов, которая будет поддерживать разнообразие, умение создавать и использовать опережающий контент.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube