Дистанционное обучение // Статья

Проктор всё видит. На что похожи школьные экзамены в эпоху самоизоляции


Проктор всё видит. На что похожи школьные экзамены в эпоху самоизоляции
Фото: as.com

Учебные заведения научились использовать технологии для дистанционного образования, но при этом они с большой осторожностью присматриваются к онлайн-процедуре выпускных испытаний. Им могут помочь частные школы, чей опыт свидетельствует: все технологии уже есть, дело в процессах.

Неполная трансформация

Официально объявленная пандемия COVID-19 и последовавший за ней комплекс ограничительных мер стал настоящим стресс-тестом для образовательной отрасли. Надо признать, что школы, средне-специальные учебные заведения и вузы вполне нормально прошли этот стресс-тест и достаточно быстро перестроились на удаленный формат, и теперь являются одними из основных пользователей сервисов онлайн-конференций. Коллеги и компании «Мираполис» констатируют, что использование сервиса Virtual Room весной 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в разы как раз благодаря образовательным учреждениям.

Но если с трансформацией учебного процесса школы разобрались достаточно быстро, то вопрос экзаменов все еще остается открытым. Как это сделать в новых условиях, не очень понятно в том числе и на высшем уровне. Министерство просвещения перенесло сроки Единого государственного экзамена и не исключило продления учебного года. Это говорит о неготовности системы образования принять вызов, связанный с проведением ЕГЭ онлайн.

Проще говоря, экзаменаторы не видят никаких других вариантов, кроме проведения испытаний в привычном формате – в актовых залах школ, где с выпускников не спускают глаз классные руководители и завучи. В других условиях контроль за списыванием затруднен, поэтому иной вид организации экзаменов исключается.

Иллюзия контроля

Реальное превосходство офлайн-формата вступительных испытаний над онлайном на самом деле приятное заблуждение, в которое хочется верить. Это заблуждение – «Видишь – значит контролируешь» – распространено существенно шире сферы образования. Лучший пример – поведение российских работодателей до пандемии. Подавляющее большинство компаний предпочитало не позволять сотрудникам работать вне офиса, ссылаясь на отсутствие какого-либо контроля над ними.

Так же как сотрудник должен заниматься задачами, за решение которых ему платит работодатель, так и выпускник обязан добросовестно, без списываний и консультаций с родителями, выполнить задания Единого государственного экзамена. И так же, как есть системы мониторинга сотрудника за рабочим компьютером, так же есть и системы предотвращения списывания на экзаменах. Эти решения называются сервисами прокторинга.

Распространение прокторинга в образовательной отрасли началось задолго до пандемии.

То, что этот тип ИТ-решений распространится широко, стало понятно в момент, когда прокторинг стали внедрять платформы образования типа Coursera и Udemy. Им было важно сделать процедуру проведения онлайн-экзаменов устойчивой к «читам» еще и потому, что того требовали заказчики, публикующие на этих платформах действительно серьезные учебные материалы. Например, курс компании Cisco по подготовке специалистов по кибербезопасности завершается экзаменом под обязательным контролем цифровой прокторинг-платформы.

Как работает прокторинг

Несмотря на то что онлайн-прокторинг пока нельзя назвать привычным решением, «под капотом» у него скрываются вполне обкатанные технологии. Захват изображения с экрана экзаменуемого помогает экзаменаторам понять, не открыты ли в браузере какие-либо другие вкладки, кроме вкладки с экзаменом, и не прибегает ли студент к помощи шпаргалок. Данные с захвата экрана транслируются онлайн к проктору. Чтобы в ходе экзамена выпускника за компьютером не подменил кто-то другой, используется технология распознавания лиц, весьма похожая на то, которая применяется в современных смартфонах.

Ну и наиболее передовой технологией из всего набора можно назвать нейросеть, которая распознает нарушения по ряду поведенческих признаков и обладает способностью к самообучению.

Достаточно базовые для 2020 года технологии в «упаковке» готовой системы позволяют использовать прокторинг для проведения ЕГЭ, вступительных экзаменов в средне-специальные и высшие учебные заведения, а также для защиты курсовых и дипломных работ. В России как минимум три компании развивают свои прокторинг-платформы – у них вполне хватит ресурсов на проведение полноценных онлайн-экзаменов. Вместе с тем очевидно, что главным барьером к проведению экзаменов через интернет является совсем не технологическая сторона вопроса.

Опыт школы «Летово» показывает, что для успешной реализации проекта дистанционной проверки знаний через интернет решающее значение играет организация процесса. Весной 2020 года, буквально накануне вступительных экзаменов, стало ясно, что экзамены офлайн не состоятся. В короткие сроки предстояло реализовать проект по переводу вступительных испытаний в виртуальное пространство.

Прокторинг как проект

Проект начали с аудита цифровых платформ, которые «Летово» использует для работы с кандидатами на обучение в школе, и с их подготовки к онлайн-экзаменам. Основная работа развернулась вокруг информационной системы, в которой проводятся всевозможные тесты и экзамены. В ней соискатели распределяются по классам согласно данным личных кабинетов, и каждому классу полагается свой набор экзаменов, которые проходят под надзором сервиса прокторинга. С технической стороны следовало понять, потянут ли серверы ProctorEdu повышенную нагрузку. Консультации с разработчиками сервиса и несколько этапов тестирования подготовили систему к ожидаемой нагрузке.

К работе с онлайн-прокторингом следовало подготовить преподавателей. В большинстве своем они никогда не принимали экзамены онлайн, не знакомы с тем, как работает сервис, и понятия не имеют, куда надо смотреть и какие нюансы поведения фиксировать.

Для учителей подготовили методичку, а также провели с ними несколько офлайновых тренингов, где более опытные преподаватели смоделировали частые случаи, возникающие на онлайн-экзаменах, и пояснили, как на них реагировать и по каким признакам можно уловить «читы» экзаменуемых.

Учителя против форс-мажоров

Большое внимание на тренинге было уделено правильному отношению к форс-мажорам и просто курьезным случаям, которых при онлайн-экзаменах происходит множество. Учителей готовили к тому, что они должны философски относиться к высказываниям школьников о сложности заданий, к странному поведению домашних животных, а также к папам и дедушкам с голым торсом, попадающим в кадр.

Прокторам также даются инструкции, что делать, когда дети под влиянием стресса от экзамена начинают плакать. Когда такая ситуация происходит в классном кабинете – это одно: учитель обязательно сориентируется, успокоит и подберет правильные слова.

Но когда нервы сдают у ученика за несколько тысяч километров от преподавателя, нужны другие меры.

Большое количество экзаменуемых в период самоизоляции дали педагогическому коллективу опыт в распределенном и отложенном прокторинге. Распределенный прокторинг задействовал всех подготовленных с помощью тренингов учителей. На экзамене единовременно работали до 50 преподавателей. Их возглавлял суперпроктор – опытный коллега, который следил за экзаменационным процессом, помогал учителям, а также разруливал чисто технические моменты. В рамках отложенного прокторинга учителя просматривали записи экзаменов, фиксировали нарушения и решали, как быть с теми, чье поведение в кадре вызывало какие-либо сомнения.

Онлайн и офлайн: разницы нет

Мы поинтересовались у представителей школы «Летово», насколько прошлогодние результаты экзаменов в кампусе соотносимы с нынешними, и с удовлетворением узнали, что в среднем они одинаковые. Это хороший знак: онлайн-формат фактически не повлиял ни на эффективность подготовки, ни на сам процесс написания.

Вместе с тем надеяться на то, что удаленный формат в краткосрочной перспективе повсеместно заменит очные экзамены, не приходится. Вероятно, таких изменений следует ждать в частных школах и в гимназиях – то есть в учебных заведениях, у учеников которых нет проблем с самомотивацией и с адаптацией к новым условиям. Для остальных участников сферы образования сам факт возможности проводить онлайн-экзамены и подключать прокторинг для обеспечения их легитимности – это знак того, что цифровая трансформация в образовании продолжается.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube